Философские чтения, посвященные
Н.А.Уранову, Б.Н.Абрамову, А.П.Хейдоку

Подвиг несения Красоты

Т.А.Кузнецова
Председатель СПб отделения МЦР


Уважаемые друзья!

Т.А.Кузнецова

Время неудержимо летит вперёд, с каждым часом приближая нас к Будущему, которое закладывается и формируется в наши дни. Чем большая сила Красоты заложена сейчас, тем быстрее она проявится в жизни каждого человека, страны, планеты, других планет и миров, другого человечества. Возвращаясь к историческим процессам и к самой истории, не можем не заметить, что эту историю на протяжении веков творят отдельные личности, индивидуумы, являясь воплотителями задач и идей, которые стоят перед человечеством. Мы видим, что несение Красоты – это поистине подвиг. Подвиг самоотречения во имя кого-то или во имя чего-то. Подвиг творится вне зависимости от тех условий, в которых живёт носитель этого подвига. Это зависит от силы его духа, от знания тех незыблемых Основ, на которых держится мир, от величайшей преданности Высокой Идее помощи всему сущему и от неукоснительного движения по пути Эволюции.

ХХ век подарил нам целую плеяду деятелей, совершивших подвиг жизни. Можно перечислять их бесконечно. Это многие известные учёные, писатели, поэты, живописцы, композиторы, полководцы. Наше время не является исключением. Всегда были есть и будут носители новых, особенных духовных и душевных качеств. Мы же остановимся на малоизвестных, а для многих людей и совершенно неизвестных, которые относятся к той когорте деятелей, чей «подвиг творился в молчании». Но от этого не умаляется их полная самоотречения жизнь, а благодарные последователи и ученики продолжают нести светильник знания, зажжённый теми, кто «жизнь свою положил за други своя…».

Б.Н.Абрамов, Н.А.Уранов, А.П.Хейдок жили в одно время и путь, по которому они прошли, глубокая преданность Учению, которое стало их жизнью, уважение и любовь друг к другу и к Тому, кого они познали, даёт нам право объединить их жизни в одну прекрасную повесть, ибо они посвятили всю свою сознательную жизнь поиску Истины и служению Ей.

Лидия Ивановна Уранова, обращаясь к нашему собранию, пишет «Я желаю успеха в Вашем стремлении рассказать о трёх прекрасных людях, бывших нашими современниками. Безусловно, это вызовет всплеск злобствующих разъединителей, но такова жизнь. Моя жизнь была связана со всеми: Борис Николаевич был моим духовным руководителем. Я познакомилась с ним, когда мне было 17 лет, я была студенткой колледжа, а он в составе администрации. Однажды он обратил внимание на тему моей диссертации – «четвёртое измерение» и пригласил меня в свой кабинет. Так начались наши беседы. Так я стала его ученицей. До сих пор он как живой перед глазами: стройный подтянутый, строгий. Вся жизнь его – подвиг. Особенно я помню его глаза, серовато-голубые, очень проницательные, но когда он улыбался, они излучали необыкновенный свет. Они лучились. Альфред Петрович был нашим большим другом. Муж мой знал его ещё с юности, а я познакомилась с ним уже в Союзе. Он приезжал к нам в Сибирь в Усть-Каменогорск и жил у нас подолгу. Это мощный дух, очень талантливый писатель и рассказчик. Он рассказывал, как писал книгу. Очень колоритная внешность, огромная белая борода, большой, очень эмоциональный человек. Мы очень любили его. Уранов-Зубчинский, мой муж, тоже был учеником Б.Н., причём любимым учеником. Он называл его нежно – Кока и меня сосватал ему в жёны. Расхваливать его мне не пристало. Пусть его труды говорят сами за него. Одно только могу сказать, что этих трёх людей объединяла крепкая дружба, любовь и беспредельная преданность Учению. Все они прошли очень трудный жизненный путь, но ничто не могло поколебать их преданность Учению Живой Этики. Я прожила долгую жизнь, но такого устремления и преданности Учению я не встречала больше ни у кого. Все помыслы постоянно были отданы идеям Учения. Я не хочу сказать, что больше нет таких людей, но мне они не встречались пока. И я бесконечно благодарна судьбе, что в моей жизни они были. Я любила их всех, они любили меня и любили друг друга».

Их объединяло многое: для каждого из них особым поворотным моментом стало знакомство с Н.К.Рерихом, любовь и преданность которому они пронесли через всю свою жизнь. Все они стали сотрудниками Идей и Дел, которым служил Николай Константинович. Вся творческая жизнь Н.К.Рериха была подвигом несения Красоты, утверждения и созидания величайшего потенциала и возможностей, заложенных в каждом человеке.

Б.Н.Абрамов известен читателям по записям, вошедшим в книги «Грани Агни Йоги».

Н.А.Уранов – как философ-космист, труды которого, силами его супруги, соратницы и сподвижницы – Лидии Ивановны Зубчинской-Урановой и учеников сейчас увидели свет. 7-ми томник «Размышляя над Беспредельностью», «Огненный подвиг», «Жемчуг исканий», «Нести радость», «Поэзия и проза» и др. являются образцом его глубочайших философских размышлений и глубокого проникновения в познание Тайн окружающего нас мира.

От рассказов и эссе А. П. Хейдока невозможно оторваться. Взяв в руки его книги, читаешь их всё с большим и большим интересом. С таким увлечением, интересным писательским слогом описываются подлинные сюжеты и события из жизни окружающих нас людей.

Их таланты поражают своей многогранностью. Они были прекрасными поэтами, живописцами, музыкантами, виртуозно владеющими музыкальными инструментами. Они были людьми высокой культуры, всесторонне образованными, владеющими иностранными языками. Никто из них не стремился к обогащению. Их потребности в материальных благах были очень скромны.

Вот как пишет Б.А.Данилов о Б.Н.Абрамове: «В силу особенностей своего характера, за что бы он ни брался и что бы ни начинал делать, во всё вводил определённую систему и всё делал осознанно и доводил свои дела до разумного завершения. При этом считал, что во всех делах качество должно присутствовать как само собой разумеющееся. Не терпел разгильдяйства и несобранности. На счастливое «авось» он никогда не полагался. В действиях его просматривалась собранность, планирование и ответственность. Если что-нибудь обещал, то обязательно выполнял. Выполнить данное обещание было делом его чести. Борис Николаевич считал, что мелочей и случайностей в жизни не бывает. Он обладал огромной работоспособностью. В распорядок его дня не закладывалось свободное времяпрепровождение. Всё шло по заложенному распорядку. Утомляемость регулировалась сменой ритма и активности центров, когда умственное напряжение заменялось физическим. Борис Николаевич очень любил природу и в свободные часы он устремлялся на природу. Время это тоже не проходило праздно, проводилась определённая работа по общению и установлению контакта с силами природы. И, как он рассказывал, это общение помогало ему понимать сложные процессы, происходящие в жизни людей. В его понимании не было разделения природы и человека, всё было единым процессом, который должен определять эволюционное движение».

А вот небольшой штрих к портрету А.П.Хейдока из воспоминаний Н.А.Уранова: «Часто мы вспоминаем последний приезд А.П. в Урангу (в то время А.П. шёл 85 год). Он прилетел на самолёте. Никем не встреченный проследовал на автостанцию, где сел на автобус и ещё 4 часа ехал до Четвёртого р-на по серпантину горных дорог, а потом под грузом огромного рюкзака шёл по горам ещё четыре километра до Уранги, где у самой калитки разминулся с почтальоном, принёсшим телеграмму с извещением о его приезде. Скинув груз и убрав платком струи с лица, он тяжело опустился на стул и, едва отдышавшись, заговорил с нами…. Вы думаете о чём? О трудности пути? О том, почему его никто не встретил? Нет, он заговорил… о Беспредельности! И лишь тогда, когда мучивший его вопрос был разрешён, он стал рассказывать о том, как добрался до нас».

А.П.Хейдок, который называет Н.А.Уранова своим другом и братом пишет: «Хочется отметить его высокую одарённость: он написал несколько прекрасных музыкальных пьес, которые сам же виртуозно исполнял на пианино, живописал, сочинял стихи, проявлял большие астрономические знания, давал глубоко философски обоснованные советы многочисленным вопрошателям».

«На его долю выпало немало жизненных испытаний, которые он переносил с твёрдостью и мужеством. Истинно о нём сказать – что он прошёл жизнь как по струне бездну, – красиво, бережно и стремительно».

Лидия Ивановна отмечает, что Н.А. очень любил животных, природу, особенно тайгу, горы, был весёлым человеком, любил шутку. «Любил людей и был к ним всегда внимателен. Любил искусство, живопись, музыку и вообще всё прекрасное».

Но, это внешняя сторона их жизни. Главная же суть была внутри них и составляла всю ценность и многогранность их внутреннего мира, а именно качество тех энергий, которые составляют данную личность.

Все трое постоянно искали ответы на вопросы о Мироздании, Космосе, Беспредельности, о назначении человека. Им были близки Учения Христа, Буды, Конфуция, Зороастра, Платона. Они досконально изучали их Основы. Всем троим выпало счастье познакомиться с книгами Живой Этики и они глубоко изучали их. Такое же отношение было и к трудам Е.П.Блаватской. «Тайную доктрину» изучали все, а А.П.Хейдок перевёл третий том «Тайной Доктрины» на русский язык. Перевёл он на русский язык и другой фундаментальный труд Е.П.Блаватской «Разоблачённая Изида». Как уже говорилось, с момента знакомства с Н.К.Рерихом началась новая страница в жизни троих соратников. Уранов не был связан непосредственно с Н.К.Рерихом, встречался с ним только на публичных лекциях. Но впечатление на юного Николая Рерихом было произведено огромное и последствия этого впечатления не померкли до конца его жизни. Абрамов и Хейдок имели опыт частых встреч с Н.К.Рерихом, пока тот находился в Харбине. Н.К. проводил с ними беседы, во время которых закладывались основы будущего сотрудничества, им передавался богатый опыт служения эволюции и Общему Благу. Борис Николаевич говорил, что Н.К. стремился привить членам группы особую духовную культуру, присущую только Востоку, при этом имелось в виду священное понятие Учителя. Борис Николаевич, Альфред Петрович и Николай Александрович пронесли эту мудрость через всю свою жизнь.

Они не только напитывались духовными знаниями, но и старались воплощать их на практике. Их влекло к тем Высотам Знаний, которые открыл им Н.К.Рерих, которые они познали их книг Живой Этики. Тем Основам, которые формировали в их сознании реальность существования Иерархии Света и Великого Учителя.

Духовный путь для них был путь непрестанного труда, работы над самими собой, духовного самосовершенствования, самодисциплины. Умения творить отношения с людьми, Природой, всеми царствами Природы – минеральным, растительным, животным, а так же многогранным Космосом и Беспредельностью, к познанию которой призывали философы ХХ века. Их книги, то наследие, которое они оставили после себя помогают, идущим по пути знания и красоты лучше понять окружающую природу, утвердить в своём сознании те незыблемые Основы, которые заложены в книгах Учения. Они показывают нам, как нужно претворять в жизни Основы Учения, затрагивают многие вопросы Космогонии. «Полные желания познать Величие Космоса, широко распахнём двери этому познанию, ибо без этого вмещения Учение просто пройдёт мимо! Пусть вмещение будет как росток, посаженный в урочное время. Он вырастет в гигантское дерево, но если его не посадить своевременно, не поливать. То все гигантские силы неба и Земли не смогут ничего вырастить в сознании человека. Вот в чём значение понятия вмещения.

Кто-то скажет: зачем нам величие Космоса, зачем нам замирание перед зрелищем Космической эволюции, зачем нам чтение книги «Беспредельность»? Затем, что наступил час великого подъёма, и этот подъём невозможен без осознания Космоса». (Н.Уранов РНБ. Т.1 М., 1999, стр. 240-241 )

Завершить своё выступление хочется словами Н.А. Уранова, как напутствием нам в нашей жизни: «Истинный Агни Йог должен стремиться постоянно являть собою Учение, а это значит, несмотря на все несомые им тяготы, постоянно нести людям Огонь, или Субстанцию Радости, Субстанцию Благодати. Пусть в разные концы мира летят благие вестники – кони счастья. Отнеситесь к этому с полным сознанием своего долга служения Общему Благу».

Подвиг несения красоты есть и подвиг несения знания, как устремляющего к беспредельным просторам Вселенной, так и создающим прекрасные возможности для созидания и Высшего Творчества на Земле.