Хейдоковские чтения |
||||||||||||
Змеиногорск, 18 - 19 июня 2005 г. |
||||||||||||
15 лет памяти А.П. Хейдока (1892 - 20 июня 1990)Причудливо наблюдать за извивами переменчивой кармы. И даже при повторении цикла мы видим разное прочтение одного и того же события, при, казалось бы, совершенно идентичном осевом явлении - дне памяти А.П.Хейдока. Автор многочисленных эссе на духовную тему, человек труднейшей судьбы, проживший почти вековую жизнь, насыщенную и тихим течением и бурными изломами, А.П.Хейдок пережил трагедии как России, Китая, так и глубокую личную драму - шесть лет сталинских лагерей лишь за то, что был учеником Рериха ("английского шпиона" - по безумной мерке НКВД). Так сурово и неблагодарно рассчиталась Отчизна с ним лишь за то, что он поверил властям и возвратился на Родину в 1947, чтобы в 1950 очутиться на дальнем Севере возле Воркуты, в лагере Абезь. (Конечно, повлиял и фактор, что он служил в белой армии в Гражданскую, и обыденная зависть его обеспеченности - Хейдоки приехали из Китая чуть не с контейнером вещей - всё это было присвоено кем-то после его ареста). По выходу из лагерей оказалось, что архив и все рассказы сожжены, за украденные вещи предоставлена небольшая денежная компенсация и жизнь в глуши - в Казахстане, в г. Балхаш (25 лет жизни), [работа] библиотекарем. Последние 9 лет писатель провёл в Змеиногорске, на Алтае. На сей раз на чтениях было немало гостей из р-п Малиновое Озеро (11 чел.) и п.Поспелиха (9 чел.), кроме того, было иностранное присутствие - гостья из Израиля, а также представители Новосибирска, Норильска, Талнаха и Красноярска. Шире было присутствие хозяев - змеиногорцев. Рубцовчан приехало в качестве организаторов действа до полутора десятка человек. В этот фактически третий приезд в Змеиногорск (1-й состоялся в 2003 году, когда почти все участники знаменательного Фестиваля у горы Синюха почтили своим присутствием открытие памятного камня на могиле писателя) в дела земные властно вмешалась погода - сильнейший ливень несколько смешал карты организаторам. И если встречу у костра на плотине у водохранилища (где уже и катамараны появились и пляж оформился и киоски появились вокруг - т.е. отдых всё цивилизованне! - не говоря о живописности места вообще: и водопад в камнях, и крутые обрывы, и густые кроны деревьев, немало машин и ярких палаток) удалось перенести и попеть песни и подекламировать стихи до 4-х утра в здании общежития, то от пешеходной прогулки по Демидовским местам и шахтам города, к великому сожалению, пришлось отказаться. Великий Бог - Погода - также решил показать своё лицо. Ливень же был такой, что участники праздника все мгновенно промокли, а сидение в палатках было делом "не костровым", и уже "в водной стихии" было решено отправляться обратно - детей в первую очередь, после взрослых. Дети промокли и продрогли так, что спали непробудным сном и даже проспали завтрак! Самое чудесное, что на них всё это никак не подействовало - вместо одного приключения с экскурсией они испытали другое - разгул стихии. Утром 18 июня было посещение могилы писателя. Он ушёл с земного плана ровно 15 лет назад. Были сказаны новые тёплые слова в адрес человека, память о котором собирает сюда людей. Лидия Максимовна Табашникова (новый руководитель РО Рубцовска) рассказала новые данные о встрече А.П. с Рерихом, о его творчестве, о том, что он не акцентировал внимания на своих страданиях в концлагере в 1950-1956гг., ибо как могучий человек, он стоически воспринял это как мощное изжитие кармы и будущее освобождение от таковых страданий в новых жизнях. Галина Рафаиловна Кудрявцева (Рубцовск) прочла свои стихи на память Хейдока, В.А.Клещевский (вестник "Святогор") привёл сравнение Хейдока Рерихами с протопопом Аввакумом - "наш Аввакум" - звали они его, фактически пророчески угадав его будущее: в ГУЛАГе он остался верен Учению и Рерихам, а от него требовали просто отказаться от них. В 1956 году для Хейдока началась новая жизнь - он на воле, и он по-прежнему глубоко верен Учению Ж.Э. и до конца дней пишет рассказы и движется в своих духовных поисках, ведомый Голосом Безмолвия. Поистине - Аввакум! Возле кладбища состоялась пасторальная сценка из мира животных, живо напоминавшая человеческие отношения: паслись коровы и ослик с очень грустной мордой. Одна корова вдруг боднула его рогами (в это время, как нам точно известно, неподалёку шёл нелёгкий разговор), но он меланхолически продолжал трапезу рядом с ними и мы их видели вместе и на другой день. Вот и наглядное свидетельство нашей силы мысли и влияния её на животный, в частности, мир. Мирные отношения нарушаются внезапным импульсом извне. Ретроспектива творчества Н.К.Рериха. В "ДК" Змеиногорска есть помещение, заполненное художественными поделками, картинами и изделиями змеиногорских мастеров. Кстати, есть весьма профессиональные полотна, изделия из бересты, керамика, прекрасные фото здешних красот. Зал был как яркая картинка, напоминающая сюжеты русских сказок про дворцы. Сюда привезла свои картины на бересте наша мастерица из Поспелихи А.М. Ащеулова - все буквально ахнули, когда увидели, как можно создать на берестяном поле, добавляя рисунок маслом, целые художественные произведения, используя в качестве опорных пунктов выступы коры! Её даже просили подарить несколько работ для художественной комнаты, но, к сожалению, этого было пока сделать нельзя - многие работы были необходимы для работы в Поспелихе, да и сделаны были детьми. Редактор "Святогора" по просьбе рубцовчан сделал получасовой экскурс в творчество Рериха, посвящённый Родине, России. Как опорный материал были прекрасные репродукции из Самары и фото Рерихов - "Держава Рерихов". Главный упор был сделан на том, что наша страна и наш народ специально выбраны Всевышним для воспитания особых людей - мужественных, терпеливых, добрых, всё и всех вмещающих. Для этого нам приходится терпеть испытания многократно превышающие таковые у других народов. "Земля игры богов", так говорят о России индусы. А у нас издревле образ богатыря-землепашца Микулы Селяниновича является прообразом нашего земного подвига и великой нагрузки. Он пашет огромным плугом, который не могли сдвинуть богатыри, а за плечами сума перемётная с тягой земной, которую смог поднять один Святогор, да и то ушёл по колени в землю! Т.е. в мифологической, сказочной форме наша Миссия уже была открыта издревле, да вот догадались о ней лишь в ХХ веке! Да и то с помощью великих - Рерихов. Именно тяга земная и есть мировая карма, которую несёт за других наш великий народ. И поэтому все беды, испытания, эксперименты обрушиваются на нашу голову, а вовсе не потому, что мы "единственный народ в мире, делающий одни лишь ошибки", как неверно по форме, хотя и прозорливо по сути сделал вывод Чаадаев. Любопытно, хотя и превратно исказилось это сообщение чуть позже - один из местных бардов спел песенку предварив её тем, что, мол, вот подтверждение, что наш народ на вечном эксперименте и поэтому надо срочно пить, развратничать и вообще брать от жизни всё, ибо она очень неудачная и плохая! Что же, таков нижний полюс испытаний - кто-то бежит из России или сдаётся и течёт по воле волн. Иван Стотысячный же идёт верхним путём, "всё равно жизнь снесёт", спасая по-прежнему планету своим стоицизмом - ведь наша Родина - это последнее место на Земле, где силы зла не могут покорить душу человека, предлагая ему продать её золотому тельцу! И Великая Отечественная была открытой битвой с мировым злом, желавшим погубить Россию, а значит - планету. Спасли Родину богатыри, которые "проснулись". И вёл их сам Сергий Радонежский. Прекрасен был концерт в "ДК", посвящённый А.П. Хейдоку и 60-летию Великой Победы. Были прочтены несколько произведений писателя, в т.ч. о Сергие Радонежском, а также эссе о войне, где чудо помогало выжить солдату; и ещё рубцовчане выступили с композицией "Василий Тёркин". Очень впечатлило, что они выступали в военной форме тех лет - четыре парня и две милые женщины - Светлана Кржеменецкая и Екатерина Троц. Им всем удалось передать дух той героической эпохи, в которой лирика звучала нотой будущего. Исполнялись военные песни и вальсы, исполнялась пьеса о неунывающем русском солдате Василии Тёркине - смельчаке и балагуре, ставшим прототипом русского солдата-освободителя. Весьма впечатлила пара - муж с женой из Поспелихи по фамилии Свинаренко. Они так душевно исполняли собственные и народные песни под аккордеон, что было странно, что всё это рождается в безвестности, в сибирской глубинке, а когда выплёскивается наружу, то поражает свежестью и народной, чистой глубиной. Чудесно спела красивая женщина из Змеиногорска. Также со своим творчеством, корее современным, чем лирическим, выступила молодёжь Змеиногорска. А ведь с А.П.Хейдока началась и работа нашего вестника. На 1-й странице №1 "Святогора" был напечатан портрет А.П.Хейдока и там же публиковался рассказ о нём кемеровчан Натальи и Виталия Климовых (ныне проживающих в селе Замульта Усть-Коксинского района Республики Алтай. Кстати, в прошлом году, в августе, ред. вестника встретилась в Усть-Коксе с Виталием - он строил дом новым поселенцам). Поэтому, как принято в нашей среде говорить - "неслучайно мы тут вместе снова собрались". "Литературная гостиная": Рубцовск - Поспелиха - Змеиногорск. Как круги на воде идёт расширение связей и творческих интересов с содружеством. Поэты, барды, музыканты этих городов начинают встречаться, углубляется контакт, интерес друг к другу. Уже по данному компоненту можно судить о нужности этих встреч хотя бы в литературно-песенном аспекте. Идёт как бы сцепление одного за другим коллективов и расширение привлечением новых... Всякий обмен энергиями и идеями плодотворен, возникли новые планы. Так движется мысль-желание О.А.Говоровой, родившейся в Змеиногорске и живущей в Рубцовске.
"Симфония звука и цвета" Всё семерично во Вселенной, И движут нашей мыслью семь лучей. Духовные вибрации летят, Пространственным лучом семь нот звучат. Там нота "до" как яркий красный цвет - С зарёю начинается рассвет. Оранжевое "ре" взлетает вдруг, И жёлтым "ми" над горизонтом круг. Зелёная, зелёная трава Вся в утренней росе, как нота "фа". Скрывает "соль" морская глубина И голубая резвая волна. В весенней синеве звучит, едва Проснувшись, птичьей трелью нота "ля". Как фиолетов колокольный перезвон, Высоким "си" звучит божественный закон. Жемчужиною белой ввысь летит, Гармонией любви глухую тьму слепит. О.А.Говорова, Рубцовск.
О.А.Говорова дала небольшое интервью "Сибирскому пилигриму" и "Святогору", где высказала убеждение, что эти Хейдоковские встречи жизненно необходимы как вызов засилью антикультуры. Также она сказала, что весьма желательно собирать вокруг ауры памяти Хейдока творческих людей, профессионалов и любителей - это и укрепит память о нём, ученике Рериха (а значит и РЕРИХ будет звучать!), и заодно будет благодарной нашей памятью его жизненному и творческому подвигу. Это взаимно усилит людей творчества, также нуждающихся в поддержке. Настя Шевчук и Рая Колесникова - лирика песенная. Очень милые девушки из Рубцовска. От души и пронзительно исполнила песню "Бабушка" Н. Шевчук. Во время исполнения редактор вестника неожиданно вспомнил всех ушедших раньше срока друзей по Рериховскому движению: Петра Фёдорова из Москвы, Серёжу Антипина из Поназырево, Костромская область, Виталия Лизина из Магнитогорска. У корреспондента новосибирской газеты "Сибирский пилигрим" Кости Савельева 18-го был день рождения - 26 лет. Рубцовчане подписали ему в подарок 3-ю книжечку из серии изданных их РО книг по творчеству А.П. Хейдока "Ангел последний", - она вобрала в себя последние его работы с учётом иного влияния, что весьма заметно. Новосибирец подвижнически привёз с собой много литературы - для реализации. Израиль. Галина Мельцина, бывшая рубцовчанка, уехавшая в Израиль в 1999г., но сохранившая связи со своей группой, ныне расширяет деятельность в Стране Обетованной. В эту деятельность входят: ежемесячные встречи рериховцев в Беэр-Шеве - сюда приезжают из Ашдода и Ашкелона (всего до 50 человек!), организация выставки репродукций Рериховских картин в Бэер-Шеве., расширение связей с израильской культурной общественностью. Также Г.Мельцина находится в постоянном контакте с Аидой Тульской (Нью-Йорк, музей им. Н.К.Рериха). Вообще в Израиле велика "русскоязычная диаспора", поддерживающая тесные связи с Россией - их первой Родиной. Как ни покажется странным - в Израиле, невзирая на колоссальную помощь из-за рубежа и особенно из США, живётся нелегко и не только из-за несмолкающей войны с арабским миром со дня основания государства в 1948г., но и по чисто экономическим соображениям. Очень широкий отток израильтян идёт в США, Канаду, Европу и даже обратно в Россию и страны СНГ. Что касается г.Бэер-Шева, то там так много русскоязычных, что у Галины создалось ощущение, что она просто переехала в другой город в России: на русском языке объявления, приём в больницах, в магазинах, везде русская речь, и пр. и т.д. Израильское ТВ имеет до 30 каналов и в т.ч. весьма интересные, рассказывающие о встречах со знаменитыми людьми во всём мире. В Израиль и в США уже поступили 2 книги творчества А.П.Хейдока (изд. РО Рубцовска), и от Нью-Йорка пришёл благодарный ответ (теперь поступит и 3-я). Эпилог. Красивейшие скалы и огромные глыбы-камни по дороге и вокруг Колыванского озера - дивные места. Камни образуют причудливые фигуры, создавая ощущение сказки. Есть скала из гряды камней напоминающая дракона. Сам Гумбольдт восхищался ими. Оказывается, во времена Демидова были сведены огромные массивы лесов - на плавку руды пошли деревья и теперь тут степи и поля, хотя - очень травы могучи и цветы ярки, целебность алтайских трав всемирно известна. Даже аромат их несравним с таковыми же травами у нас, в степной части Алтая. Сам Змеиногорск весьма извилист и на холмах и буграх стоит. По этим дорогам в дождь машинам сложно идти, на подъезде же к городу дороги столь круто поднимаются и опускаются, что по скользкой трассе вообще невозможно, порой, проехать, и приходится ехать в объезд через Поспелиху! Там дорога асфальтированная. На будущий год в этих благословенных местах (или недалеко от них) должен пройти 5-й Рериховский Фестиваль - всероссийский.
От редакции вестника "Святогор"
Опубликовано: вестник "Святогор" №4 (44) 2005 г. Друзья сайта:
Раздорский этнографический музей-заповедник | ||||||||||||
|