Переписка А.П.Хейдока с Ю.И.Долгиным
1979 – 1980 гг.

А.П.Х. – Ю.И.Д.

20 сентября 1979 г.,
г. Балхаш

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Пару дней тому назад я получил вашу бандероль с интересующими нас материалами. Большое вам спасибо! Я и две мои сотрудницы читали этот материал с большим интересом. Хочется подчеркнуть изумительную точность выражений и отсутствие лишних слов. Ждем дальнейших материалов, если у вас такие имеются под рукой. Должны ли мы возвратить уже присланный материал? В частности, нам бы хотелось, если бы [Вы] могли нам прислать в виде таблицы классификацию чисел, самую простую: какие именно числа считаются совершенными, священными, нерукотворными и т.п. Если это не очень затруднит, нам хотелось бы, чтобы Вы сами составили такое краткое руководство для запоминания.

Л. вернулась с колхоза, и я вздохнул облегченно. К сожалению, зрение ухудшается – приходится с этим мириться и поступать, как Платон: когда его продали в рабство, он воскликнул: «Сколько кармических долгов теперь будет уплачено!»

Простите меня за краткость моего письма – писать мне становится все труднее.

С сердечным приветом.
А.Хейдок

Ю.И.Д. – А.П.Х.

26 сентября 1979 г.

Глубокоуважаемый Альфред Петрович!

N. привез от Вас Сокровища и щедро оделил меня для ознакомления [с] множеством Их. Теперь я настолько погрузился в изучение Ваших материалов, что не читаю газеты и не включаю телевизор (за одним исключением: ради красоты танца!).

Рассказ N. во многом оказался откровением для меня. Узнал, что Е.И. была не только Пророчицей и Героиней, но и святой мученицей. Понял, что Световые Частицы («звездочки») – светлые элементалы. Могут ли они являться саламандрами, эльфами или сильфами?

Еще вопрос. Р.Штейнер утверждал, что «соправителем» Люцифера был Ариман, чуть ли не более могущественный, чем Люцифер. Верно ли это?

В Вашем письме неожиданно прочел ответ на мой мысленный вопрос: кто такой Мыслитель в «Надземном». Будучи давно знакомым с философией Платона, я не подозревал о печальном факте его биографии. Как раз в эти дни я прочел о Мыслителе, что он был продан в рабство! И гадал: кто из античных философов это претерпел. Ответ не замедлил! Не чудесно ли?

Одобрение моей пифагорейской работы весьма отрадно мне. Не могу назвать ее вполне йогичной, но трудился, смею надеяться, в направлении Света.

Материя Матрикс, Дух, Число – диалектическое единство. Как умею, исполняю Вашу просьбу. Предлагаемая мной классификация чисел далеко не полная, но 1) сложно и громоздко классифицировать в максимальном объеме; 2) Вам ближе, так же как и мне, классификация в пифагорейско-йогическом аспекте. Поэтому я исключил школьно-хрестоматийные подразделения типа квадратные числа, кубические и т.п. Терминология у меня (обозначения родов чисел) пифагорейская. Я позволил себе ввести новое понятие «астральные числа», но не без оснований. Пифагор разделял числа в порядке последовательного возрастания мерности. Линеарные числа – одномерны; плоские – двумерны; телесные – трехмерны. Логически напрашивается, что четырехмерные числа должны быть также где-то реализованными. И эта реализация возможна в астральном мире! Теоретически допустимо пойти дальше, ибо пифагорейская методика позволяет выявить пятимерные и, в общем случае, эн-мерные числа. Не хотел перегружать таблицу, да и надобности нет, если известен принцип.

Числа Орифламмы, сколько мне известно, явно не представлены в Книгах, значит, опять же – мое допущение.

Все это вместе побудило меня назвать таблицу «Гипотетической».

Как следует к ней подходить? Неправильно было бы выделить какие-то разряды чисел, как преимущественные. Приписание магического смысла каким-то числам – старое суеверие и темный подход к ним. Никакое число, взятое отдельно, т.е. в его самости, не «лучше» и не «хуже» другого числа. В чем, например, превосходство телесного числа над плоским? В том, что параллелепипед весомее прямоугольника? Это, конечно, схоластическая постановка вопроса.

Каждое число обладает потенциальным качеством, присущим исключительно ему, но реализуется это качество только посредством связи с другими числами.

Возьмем, например, число «16». В таблице оно числится как астральное, ибо разложимо на 4 множителя: 2, 2, 2, 2. Значит, оно мыслимо как имеющее 4 измерения: ширину, длину, высоту и четвертое! Но «12» в другой взаимосвязи с числами телесно (2, 2, 3) либо плоскостно (2, 6) и даже линеарно (1, 12). Таким образом, оно – потенциально астральное. Качество одиночного числа потеницально.

Графы таблицы я заполнил исходными числами. Продолжение легко осуществимо Вами и Вашими сотрудниками, интересующимися математикой. Графу Божественных чисел оставил незаполненной. Не только потому, что, как Вы знаете, болевые ощущения остановили меня от занятия в этом направлении. Может быть, любому человеку не полезно исследовать эти числа. (Нерукотворные!)

Что касается Счастливого числа, то я его не знаю, но не мог не указать на это Число, поскольку оно упомянуто в Книге. Рукопись «Символика чисел пифагорейцев» дарю Вам. С готовностью отвечу на все вопросы по таблице.

Всего Светлого.

Сердечный привет от Нины Андреевны.

Р.S. Совершенные числа такие, сумма множителей которых (либо делителей – это одно и то же) равна числу. Почему их выделили пифагорейцы? Потому что данные числа уникально гармоничные, абсолютно сбалансированные по составу своему. В них – безукоризненно равновесие внешнего и внутреннего. Принадлежат к очень редкому роду чисел.


Гипотетическая классификация чисел

Линеарные
Плоские
Телесные
Астральные
Треугольные
Пифагорейские
Додекаэдра
Совершенные
Священные
Орифламмы
Божественные
Счастливые
2, 3, 5, 7, 11...
4, 6, 9, 10, 14...
8, 12, 18, 20, 28...
16, 24, 32, 40, 48...
3, 6, 10, 15, 21...
3, 4, 5, 10, 12...
5, 12, 20, 30...
6, 28, 496, 8128...
3, 7, 12, 24, 108...
0, 1, 2, 3...

Ю.И.Д. – А.П.Х. [1]

6 октября 1979 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Ваши малые по формату и большие по смыслу рассказы – художественные жемчужины, но повесть «Навсегда»... Не нахожу слов для выражения восхищения. Это благоуханная, прозрачно-чистая и высоко-целомудренная история Любви человека с огненным сердцем. Не знаю, насколько она биографически достоверна, но не в фотографической мелочности воспроизведения событий достоверность! Фактическое и фантастическое неразличимы в Вашем повествовании точно так же, как в жизни, ибо в жизни нет ничего, о чем мы могли бы сказать: «Это невозможно, это неосуществимо». Ограничения реальны для ограниченных, потому что они не допускают для себя безграничное. Но Вы открыли сердце Беспредельному, и беспредельные возможности стали доступны Вам.

В молодые годы мне повстречался очень серьезный и умный мальчик, который на мой вопрос, любит ли он сказки, не без гордости ответил, что сказок он не читает: он любит историю. Я сказал ему: «Когда ты станешь взрослым, то поймешь, что сказка – это история, а история – это сказка».

С тех пор прошло около сорока лет. Я его больше не встречал. Стал ли он взрослым?!

«Переодетые» – необычно значительная по идее вещь – произвела на меня сильнейшее впечатление. Да. Каждый человек, совершая проступок, в конечном счете наказывает себя. В случае, с потрясающей убедительностью изображенном Вами, не кто-то карает перевоплощенного злодея, а он, невольно, казнит себя. Но возникает вопрос. Возмездие кармы многообразно. Оно реализуется, очевидно, в ряде случаев чужими руками, т.е. могут быть исполнители воли кармы, которые выглядят внешне несправедливыми, жестокими и т.п., когда их удары обрушиваются на ни в чем неповинного в данной жизни человека. Все «непосвященные» в предыдущие жизни пострадавшего сочтут такого исполнителя кармы преступником. Но по кармическому счету преступления нет, а есть расплата. Спрашивается: кармический исполнитель отяготил свою карму или нет? Берет себе грех на душу или не берет? А может быть, даже очищает себя?

Помогите мне разобраться.

В Ваших произведениях лучится Свет, как-то несказанно приподнимающий, воодушевляющий и вдохновляющий меня. Так же воспринимает их Ниночка. Выражая нашу признательность и благодарность, мы просим Вас в той мере, в какой это выполнимо, предоставить нам возможность познакомиться и с другими Вашими произведениями. (Если нужно – с возвратом.)

Желаю Бодрости, Здоровья, Света!

Н.А. сердечно приветствует вас. С великим уважением,

Долгин.

А.П.Х. – Ю.И.Д.

13 октября 1979 г.,
г. Балхаш

Н.К.Рерих из статьи «Художники жизни», 1931 г.

«Пифагор вычисляет и творит, в ритме воспевает, в ритме молится, ибо в числах, в ритме не только земная, но и небесная музыка, – “музыка сфер”. Пифагору математику вторит св. Августин, богослов: “Pulchra numero placent” – “Числом пленяет красота”. Этот магнит чисел, пропорций, соотношений и технических созвучий, необходимый каждому украшателю жизни, исключает всякое уничтожение или раздробление великих творческих понятий».


Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Вчера получил ваше последнее письмо. Меня сильно взволновала высокая оценка, высказанная вами в адрес моей повести «Навсегда» и прочих произведений.

Спасибо за добрые слова! Люди так скупы на ласку... Признаюсь, что я, как и большинство людей, нуждаюсь в одобрении – оно вдохновляет. Также я рад, что Вы цените сказку и то волшебное, на что люди обычно закрывают глаза и говорят – померещилось... А в мире столько чудесного! Но чтобы увидеть его – надо отбросить отрицание. Отрицание пока еще модно – оно спутник псевдоучености. Привожу забавное выражение одного ирландца по поводу фей: «Я в них не верю, но они существуют!»

Большое спасибо за таблицу чисел и прочие, весьма интересные, материалы. В таблице чисел две нижние строчки, предназначенные для счастливых и божественных чисел, остались незаполненными. Если вам не очень трудно, я и мои сотрудницы просим их заполнить, сопроводив их хотя бы самыми краткими пояснениями, если таковые имеются под рукой. Не отбрасывайте при этом так называемые суеверия, так как в них иногда таятся отголоски великих истин.

В предыдущем письме вы затронули антропософию Штейнера и упоминаемого им Аримана. С антропософией я не успел как следует познакомиться, но один весьма осведомленный теософ сказал мне, что Штейнер начал хорошо, а под конец жизни подпал под влияние темных сил. Ариман – это термин из учения Зороастра, в котором Ормузд представляет светлые силы, а Ариман – темные.

На вопрос из последнего письма: несут ли кармическую ответственность люди, выполняющие приговор кармы? – отвечаю – да, несут. Ведь человек, убивший другого, приговоренного кармою к смерти человека, ничего не знал о существовании такого приговора и совершил убийство по своей собственной воле. Мог бы и не убить, и тогда Карма подыскала бы другого исполнителя.

Несколько слов о моих рассказах. Я их написал, приблизительно, более семидесяти. Печатались они в Манчжурии, преимущественно в журнале «Рубеж» и в местных газетах. Пятнадцать из них изданы отдельной книгой «Звезды Манчжурии», кот[орая] имеется у Ираиды Михайловны. Остальные, хотя и были собраны вместе, – погибли при жизненной катастрофе в Советском Союзе в 1950 году. Кое-что написал и печатал в районной газетенке [в] селе Одесском в Омской обл., а один рассказ «Перед закатом» был напечатан в «Омском рабочем». Лежит у меня дома рассказ «Мотылек», который мне самому очень нравится, и я его вам пошлю.

Зрение мое ухудшилось – трудно писать. Моя секретарша Л. в силу обстоятельств не может уделить столько времени, сколько уделяла прежде, а поэтому простите, если я не ответил на все Ваши вопросы.

Я сейчас чувствую себя не очень уютно: в комнате холодно – до сих пор не дали отопления, хотя обещают...

Радуюсь вашему энтузиазму, с каким вы погрузились в чтение привезенных N. материалов.

Ю.И.Д. – А.П.Х.

21-22 октября 1979 г.

Мудрости вино налей
Пифагор, великий грек!
Сумма капелек нулей –
Океан и человек
Из песчинок выси гор,
Дно озер, морей и рек.
Ты бессмертен, Пифагор,
Ибо вечен мысли бег.
Из нулей плету венок.
Только двух не хватит рук,
Чтобы увенчать я мог
Твой могучий дух, мой друг![2]
1968 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Каждое Ваше письмо – долгожданный Подарок, а полученное вчера – особенно отрадно мне, как ученику Пифагора с 1940 г., когда я написал «Сонет Числа» – первое мое пифагорейское стихотворение. Но в ту пору я тянулся к Пифагору разумом, а не сердцем, и прошло более трети века, прежде чем я осознал одностороннюю неполноценность моего понимания Великого Служителя Света...

То, что Таблица чисел наиболее привлекла Ваше внимание в ее Сокровенной части, естественно для пытливой человеческой любознательности, но помимо запретных мотивов личного характера, приведенных в моем предыдущем письме, существует объективный Закон последовательности познавательного Восхождения. Не сочтите за нескромность: не переоцениваю тех начальных ступеней классической и Оккультной математики, на которых нахожусь, но, чтобы продвигаться по ним, необходимо усвоить азы, являющиеся фундаментом Лестницы, ведущей в Горний Храм. В той мере, в какой я способен помочь Вам, берусь быть проводником в этот Храм, хотя сознаю, увы, что не только недостоин войти в Него, но и подойти близко к священным Вратам. Позвольте в этом письме остановиться на фундаменте математики: понятиях «натурального ряда чисел» и «числа».

Традиционная наглядная модель натурального ряда чисел – бесконечная прямая, разделенная «нулем». По одну сторону от нуля располагаются положительные числа; по другую сторону – отрицательные:

<…>[3]

Эта схема в духе прямолинейной геометрии Эвклида обладает преимуществом доходчивости. Но, как говорится, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги, а по ним ходить!»

Лобачевский и Больян, а за ними – исчерпывающе – Риман доказали: структура пространства не прямолинейна, а криволинейна. В «А.Й.» мы находим дальнейшее раскрытие Истины – структура Сущего не просто криволинейна. Она – спираль! (Спираль вездесуща: от генетической цепочки до рукавов галактик). Поведем ее в положительном направлении. Вот первый полувиток спирали (Рис. 1).

Рис. 1. <…>

Арифметически он равен нулю (1 – 1 = 0).

Но первый виток спирали (Рис. 2) будет равен единице (2 – 1 = 1).

Рис. 2. <…>

Прямолинейно-спиральная модель натурального ряда позволяет по-новому взглянуть на понятие «числа». Число «само по себе» – номинальное, фиктивное число. Число, образуемое движением спирали, – реально-сущее. Поскольку это число есть результат арифметического действия, логично назвать его числом действенным. (В отличие от номинального числа.)

Действенный нуль – равновесие равных, но разнонаправленных чисел. Действенная единица – минимальное нарушение равновесия в положительном направлении.

Понятно, что положительная единица получена нами сознательным выбором правонаправленно закрученной спирали. При левонаправленности спираль образует отрицательные единицы. Первая спираль представляет эволюционное (восходящее) развитие; последняя – инволюционное (нисходящее). Но если даже ограничиться рассмотрением одной восходящей спирали, нельзя не заметить, что в каждом своем витке она захватывает положительную и отрицательную область пространства. Такова закономерность цикличного движения: манвантара (+) сменяется пралайей (–), но положительная спираль остается положительной. (Может показаться, что каждый новый виток спирали влечет новое «вычитание»: 2 – 1 = 1; 3 – 2 = 1 и т.д. Но это «вычитание» – тоже «сложение», а именно: 2 + (–1) = 1; 3 + (–2) = 1 и т.д. Разумеется, сумма не равна неизменной единице: единица прибавляется к единице, и результат формально соответствует последовательному продвижению по прямой: 1, 2, 3, 4 и т.д. Как гласит Учение, ПУСТОТЫ НЕТ. В математике действенных чисел нуль не ничто, не пустота. Напротив! Нуль более наполнен, чем любое положительное или отрицательное число «само по себе», так как представляет равенство положительного и отрицательного множества.

Диалектика – ментальная логика. Закону единства противоположностей соответствует требование вмещения противоположений. Нуль, как величайшая наполненность, смыкается с бесконечностью (0 = ∞). Прямолинейная и прямолинейно-спиральная схема натурального ряда иллюстрирует упорядоченную бесконечность чисел и упорядоченный нуль. Это – Материя Люцида, Материя, сгармонизированная Светом Духа. Но допустима неупорядоченная бесконечность чисел, в которой после «n» следует «n + 1» либо «n – 1». Это – Хаос; это Материя Матрикс. Как я понимаю, Светлые Духи способствовали преобразованию Материи Матрикс в Материю Люциду, т.е. в математическом аспекте выявлению из нуля единиц.


* * *

Благодарю за ясное и убедительное объяснение ответственности исполнителей воли кармы. Действительно, несознательные исполнители отягчают свою карму. Но как оценить случаи не совсем несознательных исполнителей? Известно, что половина встреч в данной жизни – со старыми знакомыми из прошлых жизней. Предположим, в прошлой жизни «А» был обидчиком «Эн». В следующей жизни они встретились. И вот «Эн», испытывая подсознательную (не случайную!) неприязнь к «А», в той же мере обидел его, т.е. «расплатился» с ним. Согрешил ли «Эн»?

Будьте здоровы, бодры и светлы!
Лучшие пожелания от Нины Андреевны.
Сердечно приветствую Ваших сотрудниц!
С великим уважением. Ваш Долгин.

Р.S. Будучи у И.М.Богдановой, видел Вашу книгу с предисловием Н.К.Рериха. Но успел только бегло просмотреть ее. Мы (я и Н.А.) с нетерпением ждем обещанного рассказа. Недавно дали нашим знакомым прочесть «Навсегда». Опять же очень большое впечатление!

Д.

Ю.И.Д. – А.П.Х.

28 октября 1979 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Поздравляем с Праздником Октября, знаменующего великий поворот человечества к Свету. Как следует из криптограмм Востока, предуказанное «ВРЕМЯ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ НА ЛБУ ВОИНА» настало в 1917 году. Спираль восходящего, прогрессивного развития народов Земли, утвержденная Буддой и Христом и поднятая на новую революционную высоту Лениным, сокрушала в ОКТЯБРЕ реакционную, отрицательную спираль царизма. В наши годы также происходит противоборство положительной и отрицательной спирали. Силы империализма пытаются навязать человечеству инволюционную спираль гонки вооружений и обострения международной обстановки. Им противостоят силы социализма, возглавляемые Советской Россией. Положительная спираль мирных предложений, выдвинутых нашей страной, содействует разрядке и благу всего человечества. Не подлежит ни малейшему сомнению: как в 1926 году, так и в 1979-м Старшие Братья Человечества на нашей стороне, ибо Е.И. завещала: «РАСЦВЕТ РОССИИ ЕСТЬ ЗАЛОГ БЛАГОДЕНСТВИЯ И МИРА ВСЕГО МИРА», а в «Озарении» говорится, что коммунизм «ОТБЕРЕТ ЛУЧШИЕ СЛОИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

В предыдущем письме я пытался объяснить математический смысл спирали применительно к натуральному ряду чисел. Доступно ли выразил мои мысли? Согласны ли Вы с моей трактовкой?

Наилучшие пожелания от меня и моей супруги Вам, Л.И. и Н.

Всего Светлого!
С великим уважением, Ваш Долгин.

Ю.И.Д. – А.П.Х.

5 ноября 1979 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Большое спасибо за Праздничный подарок.
Ваш «Мотылек» восхитителен и очень мило оформлен.
Наилучшие пожелания Вам, Л.И. и Н.
Всего Светлого! С великим уважением,
Долгины.

А.П.Х. – Ю.И.Д.

11 ноября 1979 г.,
г. Балхаш

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Я получил от Вас письмо-поздравление и карточку-поздравление. Я сам по многим причинам поздравления не посылаю – за что прошу простить меня.

Были очень понятны Ваши пояснения к цифрам, и если это не очень трудно, мы просим Вас продолжать.

Я рад, что «Мотылек» Вам понравился. Я писал его, отринув всякие политические и др. соображения. Всего вам светлого.

А.Хейдок

Р.S. Пояснения к Карме на следующей странице.

Был поставлен вопрос: В предыдущем воплощении А. изувечил Б. Встретившись в нынешнем воплощении, Б. в равной степени изувечил А. Понесет ли Б. кармическое возмездие за то, что он теперь изувечил А., или же он будет освобожден от возмездия, так как справедливо воздал А. за то, что [тот] заслужил, являясь таким образом орудием Кармы?

Ответ: Б. понесет полное возмездие Кармы за то, что он изувечил А. в нынешнем воплощении. Почему? Потому что месть, как таковая, полностью запрещена людям. «Мне отмщение, и Аз воздам», – говорит библейский бог, находящий свое выражение в законе Кармы. Карма берет воздаяние на себя, и она справедливо отмерит воздаяние, тогда как лично мстящий всегда ударит больнее; получивший удар в свою очередь ударит еще больнее, и так далее до полного уничтожения друг друга. Но вернемся к Б. в нынешнем воплощении. Он не имеет права изувечить А., потому что не знает приговора Кармы и поэтому не может называться исполнителем приговора. Как и множество людей среднего развития, Б., встретившись с А. в нынешнем воплощении, может испытать чувство неприязни к А., но такое чувство никому не дает права изувечить другого человека. Здесь уместно подумать о том, как хорошо, что люди малого и среднего развития не помнят своих предыдущих воплощений. Какой это был бы ужас, если люди с малым сознанием, не умеющие прощать и не знающие о Карме, помнили бы нанесенные им обиды в прошлых воплощениях! Улицы превратились бы в арену кровавых схваток, сведения старых счетов!

Те же, кто доросли в своей эволюции до той степени, когда человек помнит свои прошлые воплощения, – те никогда не мстят. Сказано – каждый мстящий мстит самому себе.

Карма всегда находит исполнителей своих приговоров помимо самих обиженных. Как обрадовались бы уголовные элементы, у которых всегда чешутся руки убивать, наносить раны, причинять страдания, если они могли бы прикрыться ролью исполнителей приговора Кармы! Самые негодные люди любят прикрывать свои негативные поступки чем-то благовидным. [4]

Ю.И.Д. – А.П.Х.

16 ноября 1979 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Благодарю за обстоятельный и исчерпывающий ответ на вопрос об исполнителях Кармы. Нельзя причинять зло, прикрываясь приговором Кармы. Эдип не может оправдать убийство отца ссылкой на Судьбу. Не все умопостижимо, но в пределах человеческого разумения надлежит стремиться к Добру. Но вот разумение-то зачастую отказывает… Знаю: необходимо вмещение противоположений, но не всегда мне это удается. Поэтому снова вынужден обратиться к Вашей помощи. В эти дни приступил к «Доктрине» Е.П.Б. Потрясен! Энциклопедия человеческой и надчеловеческой премудрости! Не уверен, усвоил бы без «А.Й.», которая как нить Ариадны в этом Лабиринте теологических и философских систем, неимоверно сложным путем приближающихся к Истине. Конечно, мои слова о сложности пути – не упрек. Легких путей к Истине нет; они – к Майе.

Е.П.Б. – величайшая предшественница Е.И.Р., Святая и Пророчица, вела единственным и наитруднейшим путем к Свету.

А я иду спотыкаясь. И это – моя вина. На чем же я споткнулся теперь? Расскажу по порядку. В юности я задумывался: почему образ Люцифера-Демона чарующе-гипнотизировал многих замечательных поэтов (Мильтон, Байрон, Лермонтов)? Грань Люцифера – Мефистофель – один из героев «Фауста», а Н.К.Р. назвал Гете – Светоносцем! Мятежный дух богоборца Прометея (вариант Люцифера), пожертвовавшего собой ради людей, вдохновил Эсхила и импонировал мне.

Все стало на свои места, когда я познакомился с «А.Й.». Люцифер – Сатана – князь Тьмы. Олицетворение зла. Смущало одно: почему Е.П.Б. издавала журнал «Люцифер»?! И вот читаю в «Доктрине»: «Люцифер – Дух Носитель Озарения и Свободы Мысли – метафорически является ведущим маяком, который помогает человеку находить свой путь через рифы и отмели жизни, ибо Люцифер есть Логос в своем высшем аспекте и “Противник” в своем низшем…» /т. II, ч. 1, стр. 206/.

«Да, воистину; именно этот величайший из идеалов, этот вечно-живущий символ – нет, апофеоз самопожертвования ради умственной независимости человечества; эта Вечно-Активная Энергия, протестующая против Статической Инерции – принципа, для которого Само-утверждение есть преступление, а Мысль и Свет Знания ненавистны» /т. II, ч. 2, стр. 636/.

Таким образом, выясняется, почему Е.П.Б. дала название своему журналу «Люцифер», но как будто совершенно опрокидываются все критерии, незыблемые в эти годы для меня. Считал непреложной истиной, что падение Люцифера – акт космически незаконный – разрыв с Иерархией Света! Но в «Доктрине» падение Высоких Духов в материю рассматривается как закономерно-кармическое действие и самоотречение, причем наибольшим Подвижником выступает Люцифер!

Иерархия дьяволов вообще отрицается и объявляется вымыслом церкви. Архангел Михаил (кому по каноническому христианству предстоит окончательное сражение с Сатаной) в «Доктрине» – тот же Люцифер!

С одной стороны, в письмах Е.И.Р. есть подтверждающие эти тезисы высказывания («…Так “Сатана”, когда его перестают рассматривать в суеверном … духе … вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека – божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа Жизни и освобождает его от греха неведения, следовательно, от смерти … Конечно, этот “Сатана” … совокупность тех Высших Духов, которые вместе с падшими Ангелами принесли человечеству свет разума и Великий дар бессмертия» (3.12.37); с другой стороны, еще чаще можно прочесть соображения близкие к традиционному представлению о непримиримом антагонизме Духов Света и Князя Тьмы, в частности, о поединке между Архангелом Михаилом и Сатаной…

То, что я пишу, несомненно, не есть «противоречия»… Понимаю разные, по видимости несовместимые тезисы, как диалектические противоположения, не вмещенные мной. (В одном из Писем Е.И. советует не идеализировать Люцифера.) Может быть, ответ надлежит искать в исторической перспективе: в конце XIX века требовалось выявить благородный аспект Люцифера, что и выполнила Е.П.Б. В ХХ веке, в эру Агни-Огня, назрела необходимость ниспровергнуть Люцифера с пьедестала, что и свершила Е.И.Р.: «Люцифер, настает время обновить лампу твою!»

Проще всего подойти к этой проблеме в развитии, как сделала Е.И. в Криптограммах Востока: Люцифер в начале – Герой; потом, как Сатана, Злодей. Но в «Доктрине» категорически отрицается «сатанизм сатаны»…

Помогите мне вместить эти вопиющие несоответствия… Я в полном смятении чувств и мыслей. Только Ваше слово может пролить целительный бальзам на мою душу.

Наилучшие пожелания Вам, Л.И. и Н. от Н.А. и от меня.
Всего Светлого. С великим уважением.
Ваш Долгин.

А.П.Х. – Ю.И.Д.

4 января 1980 г.,
г. Балхаш

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Очень я запоздал с ответом на ваше последнее письмо. Уж извините! Причины все те же – зрение, поток писем. У «секретарши» мало свободного времени. Да еще совершил поездку, весьма нужную…

В последнем вашем письме был вопрос, на который постараюсь дать вам ответ, хотя и очень краткий (на длинное письмо зрения не хватит).

Существующая на Земле иерархия темных сил есть иерархия Люцифера. Другой /внеземной?/[5] или Космической Иерархии нет – ее заменяют силы Хаоса. Об этом прочтите 168 параграф в книге «Иерархия», где дан исчерпывающий ответ. Более подробно об этом можно прочесть в Т.Д., но ни главы, ни страницы не помню. В процессе чтения Т.Д. Вы эти места найдете.

Получил Ваше поздравление на Новый Год, за которое сердечно благодарю и поздравляю с тем же.[6]

Л.И. и Н. интересуются, будут ли продолжения о числах. Как и раньше, их интересуют счастливые и несчастливые и нерукотворные числа. Если это Вас не очень обременит – сотворите им эту радость.

Всего светлого и радостного.

А.Хейдок

Ю.И.Д. – А.П.Х.

11 января 1980 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Благодарю за краткий, но ясный и четкий ответ на мой вопрос. Как Вы справедливо утверждаете, внеземной (космической) иерархии темных сил нет. Но мы знаем, что существуют порождения темного сознания (мыслеобразы), которые «населяют» космос. Человечество искаженными представлениями и необузданными вожделениями породило, если можно так выразиться, внеземную темную псевдоиерархию «богов» и «дьяволов». Известно, что темные порождения людей кармически наказывают своих «производителей».

Спрашивается: не отравляют ли эти темные порождения жизнь всего человечества, подобно тому как загрязнение Природы сказывается не только на виновниках загрязнения, но угрожает здоровью людей всей планеты? В этом случае темная внеземная псевдоиерархия представляет реальную опасность, сопоставимую с той, которую несет темная иерархия на Земле, откровенными выразителями коей являются фашисты, куклуксклановцы, мафия и т.п. нечисть.

Правильно ли мое умозаключение? Поправьте меня, если я ошибаюсь.


* * *

В эти годы моя восприимчивость к всевозможным «мелочам» необычайно обострилась. Научился рассматривать их (может быть, не всегда верно), как благоприятные или неблагоприятные «знамения». Радуюсь, когда вижу (довольно часто) в моей квартире спектральные явления, похожие на «радугу в миниатюре». Происхождение их естественное – от света из окон либо от преломления электрического освещения, но колебание яркости, перемена места и конфигурации показательны. Расскажу о случае, произведшем на меня большое впечатление. Недавно в беседе с N., не познакомившись как следует с Ментограммами, высказал неуверенность в Источнике Их. При этом совершенно непростительно сослался на отсутствие «Знамения», подтверждающего Авторство.

В тот же день, основательнее познакомившись с Ментограммами, понял, что в моем сомнении заблуждался. На следующий вечер собрался позвонить N., чтобы признать мою ошибку, и, до звонка, получил абсолютно несомненное доказательство Высочайшего Авторства: впервые узрел в квартире ДВОЙНУЮ РАДУГУ!

Понимаю, что знамение не делается «по заказу», но поскольку оно произошло, испытал вдохновительный восторг и не замедлил сообщить N. о Подтверждении Высокого Источника.


* * *

Дорогие Л.И. и Н!

Конечно, «продолжение о числах» будет. Я был бы счастлив удовлетворить все ваши запросы, но не вполне представляю, что желательно вам узнать. Счастливые и несчастные числа?

«Счастье» – термин неоднозначный. Небесное счастье так же отличается от земного, как Небо от Земли…

Согласно «Т.Д.», четные числа – земные, нечетные – небесные. Могу, если вы настаиваете, в шутку или всерьез, дать вам простейшие формулы счастливых и несчастливых чисел:

Счастливые числа (нечетные): 2n + 1; n = 0, 1, 2, 3 и т.д.

Счастливые числа (четные): 2n + 2;

Несчастливые числа (нечетные): 2n – 1; n = 1, 2, 3 и т.д.

Несчастливые числа (четные): 2n – 2.

Прежде, чем начать восхождение к нерукотворным числам, необходимо удостоверится, надежно ли вы себя чувствуете на исходных ступенях. Для этого предлагаю не слишком сложную задачу из «Т.Д.» (т. II [Отдел XI, B ]): «В труде Лукиана “Auctio”: Пифагор спрашивает: “Каков счет ваш?” Ответ следует: “Один, Два, Три, Четыре”. Тогда Пифагор говорит: “Видите ли? В том, что вы представляете себе, как Четыре, заключается Десять, совершенный Треугольник и наша Клятва (Тетраксис, Четыре! – или в совокупности Семь)”» (стр. 758-759).

Разъяснений в Книге нет. Догадываетесь ли Вы, как в четырех заключается десять и почему десять – треугольник? Попробуйте графически доказать истинность утверждения Пифагора.

Всего Светлого.
Долгин

Открытка Ю.И.Д. – А.П.Х.

27 февраля 1980 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Поздравляя Ваших сотрудниц с Женским Праздником, который в моем представлении – Праздник Матери Мира, беспокоюсь Вашим молчанием. Здоровы ли Вы? Дошло ли до Вас мое письмо?

Лучшие пожелания Л.И. и Н.

Желаю Вам и им Здоровья, Радости, Света!

С великим уважением.
Ваш Долгин

А.П.Х. – Ю.И.Д.

11 марта 1980 г.

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Давно получил Ваше письмо, а также ваше поздравление мне и моим сотрудницам на 8-е марта, за которые мы все приносим сердечную благодарность. Уж простите, что своевременно не ответил на Ваше письмо. Были у меня гости, c которыми приходилось много беседовать. Было и много всяких других дел, а кроме того замахнулся на большой труд, который считаю чрезвычайно необходимым для будущего, и поэтому, поскольку мне позволяют силы и зрение, все время отдаю ему.

Должен признать, что он подвигается медленно.

Мои сотрудницы очень благодарны за внимание к ним и со своей стороны шлют Вам лучшие пожелания.

С сердечным приветом.

Ю.И.Д. – А.П.Х.

6-7 апреля 1980 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Прочел ваше «Избранное» с предисловием Н.К.Рериха. Читал вслух Ниночке с волнением и воодушевлением… Все рассказы затронули струны души, настолько затронули, что голос мой прерывался и слезы лились из глаз моих…

И Ниночка слушала со слезами. Мы – люди, вовсе не расположенные к сентиментальности, но в эти годы наше восприятие необычно обострилось, и неподдельное страдание – в книге ли – на экране ли – вызывает у нас одну и ту же «плачевную» реакцию – слезы…

Ваши рассказы – независимо от степени автобиографичности их – выстраданные лично. Поэтому им веришь и до боли сопереживаешь. Из прочитанного ныне особенно выделяю потрясающую «Песнь Валгунты». Это художественно-совершенное воплощение Идеи Огромной Роли Женщины в духовном формировании дикаря-человека. То, что мужественность стимулируется Женственностью, – давно известно. Но что духовность пробуждается Женственностью – это Открытие – в художественной прозе – принадлежит Вам.

Ваша проза – одухотворенная лирика, и в этом отношении Вам должен быть близок писатель Михаил Пришвин – Светлое явление отечественной литературы.

Но если подойти к Вашему творчеству, исходя из дивности сюжета, то Вы прямой наследник классической линии русской прозы, наилучшими представителями которой были Гоголь, Тургенев и Лесков. Дивные (сказочные и фантастические) сюжеты Гоголя хорошо известны читателям.

Странные и мистические повести Тургенева, напротив, почти неизвестны. Когда-то я, с интересом познакомившись с этой стороной творчества Тургенева, недооценил ее, посчитав полуболезненной причудой классика-реалиста.

Необычайность Лескова показалась мне органичней, убедительней и больше привлекла мое внимание. Но Вы Вашими дивными рассказами напомнили мне о не выдвигаемых на авансцену произведениях Тургенева, и я понял, что «мистика» тургеневская порождена не капризом пера, а тем же реализмом, который продиктовал писателю хрестоматийные «Первую любовь» и «Асю».

Чтобы полностью понять Ваши рассказы, читателю необходимо иметь представления об Идеях Рерихов, но я уверен, что «Песнь Валгунты» и «Навсегда» дошли бы до сердца каждого, даже не имеющего ни малейшего знания Высоких Истин…

В письме от 11.03 Вы пишите, что «замахнулись на большой труд», но не сообщаете: какой? Я – в области математики – «замахнулся» на арифметически-алгебраическое обоснование уникальности Числа чисел – Семи! («Т.Д.» дает основополагающие обоснования, также и математические, но в общем случае, как правило, не детализируя. Я же пытаюсь построить мое доказательство на конкретных математических примерах.)

Возвращаясь к Вашей рукописи, не могу не отметить восхитительного оформления ее. Кажется мне, что тут тоже не обошлось без благотворного женского влияния!

С великим уважением.
Ваш Долгин

Почтительный привет Л.И. и Н.

Нина Андреевна шлет наилучшие пожелания Вам и Вашим сотрудницам.

А.П.Х. – Ю.И.Д.

16 апреля 1980 г.,
г. Балхаш

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Сердечное спасибо вам за высокую и вдумчивую оценку, которую вы дали моим рассказам в вашем последнем письме. Она, признаюсь, и взволновала, и порадовала меня. Тем более, что это оценка советского человека.

Мои произведения печатались и распространялись в эмигрантской среде – в среде, обреченной на исчезновение, – широкого круга читателей они не имели. Советские читатели меня не знают…

То обстоятельство, что некоторые мои вещи при чтении вызвали у вас слезы, я объясняю тем, что когда я их писал, я был преисполнен сильными чувствами и иногда плакал сам. «Откуда придет, на том языке и говорить будет», – сказал Н.К.Рерих, говоря о творчестве. Значит, если в творчестве участвовало сердце, то творчество будет говорить сердцу читателя. Если же оно шло из рассудка, то оно и будет говорить последнему, не затрагивая чувств, владыкой которых является сердце.

Вы правильно угадали, что в оформлении присланных Вам вещей принимала участие женская рука. Все, и напечатание, и оформление, и даже упаковка бандеролей и сдача их на почту, – дело рук моей верной ученицы и помощницы Л.И.В. Я и она вместе со своей матерью приняли решение нынешним летом переселиться на Алтай. Об этом переселении я мечтал с тех пор, как встретился с Н.К.Р. Некоторые люди пытаются отговорить меня – указывают на неразумность моего решения. В старости лет подвергать себя такой перетряске, указывают на предстоящие финансовые затруднения при перевозке вещей… Но их слова меня не убеждают: я всю жизнь шел необычными путями…

После 20-го мая меня в Балхаше уже не будет. Как долго продлится процесс переселения – не знаю. Но как только обрету новый адрес, немедленно Вам сообщу.

К сожалению – зрение ухудшается. Не исключено, что климат Алтая окажет благотворное воздействие.

Еще раз сердечно вас обоих благодарю за ваше сердечное и искреннее письмо – оно меня ободряет. Мы еще повоюем!

О работе, на которую замахнулся, напишу другой раз. Надеюсь ее закончить на новом месте.

От всей души желаю вам всего светлого и радостного!

А.Хейдок

Ю.И.Д. – А.П.Х.

23 апреля 1980 г.

Дорогой и глубокоуважаемый Альфред Петрович!

Поздравляю Вас и Ваших сотрудниц с Праздником Первомая. Спасибо за Радость, доставленную нам Вашим Светлым письмом. Конечно, сила Ваших рассказов в том, что написаны они Сердцем. Потому я нисколько не преувеличил, назвав Вас в стихотворении «Служитель Света» человеком «большого сердца».

Был у меня (задолго до нашего знакомства) вещий сон, смысл которого я в полной мере осознал только в эти дни. Помог мне разобраться в сновидении, не ведая о том, Н.А.З.[7] Я написал ему о моем нелегком пути к Свету, о моих блужданиях, заблуждения и падениях. (О сне ничего не написал.) Его ответ ободрил меня, но особенно большое впечатление произвела фраза: «Падения сойдут на нет, а скольжения не будут приводить к падению».

Вы знаете, что падения, в буквальном смысле слова, могут происходить при разных обстоятельствах. Можно откуда-то сорваться, споткнуться и т.д. Но в том памятном вещем сне я именно должен был упасть в результате скольжения! У меня сохранилась запись этого сна 1976 г., и я воспроизведу ее дословно, в том виде, в каком послал Н.А.З. после получения его письма, ибо сон, по моему убеждению, имеет прямое отношение к нему и к Вам!

«Сон этот я видел в ночь на 26-е (дата земной смерти Е.П.Б.!), спустя полтора месяца после первого знакомства с “А.Й.” и за 4 года с месяцем до нашего заочного знакомства… Мне снилось, будто я мерно и медленно возношусь на гору. Полет был на близком расстоянии от земли, и я наблюдал склон горы, вдоль которого поднимался, совсем рядом. В таком плавном и неторопливом полете я скоро достиг вершины. Отношение к происшедшему было какое-то отрешенное, безучастное.

На вершине я почувствовал себя непривычно и неуютно. Поэтому, как только приземлился, стал спускаться с горы. Я шел, ступая на плоские камни, заменявшие мне ступени, но по мере моего спуска они все более и более скользили у меня под ногами. С каждым шагом я все острее ощущал, что вот-вот сорвусь в пропасть… Но когда очередной камень, державший меня, поехал вниз и я понял, что падаю, в последний момент сильные руки поднимающего на гору подхватили меня и поставили на безопасную площадку.

Меня спас во сне не один восходящий: их было двое, справа и слева от меня, но я отчетливо видел того, что оказался справа. Могучий человек атлетического телосложения, он, наклонившись вперед, стремительно поднимался по крутому склону горы, энергично ступая ногами. Лица его я не разглядел, но меня поразила динамика движения и непреклонная решимость преодоления крутизны пути. Он и его товарищ, бережно опустив меня на ровную площадку, в том же предельном темпе, продолжали подъем на гору…

Я проснулся. Аллегорический смысл сна был для меня очевиден. Но гадал: кто мои спасители? Только вчера, прочитав Ваше письмо, осознал: Вы и А.П.Х.!»


* * *

Желаю, чтобы Вы на Алтае столь же победно продолжили Восхождение к Вершине, как во всех краях, куда направляла Вас судьба прежде. Пусть Радость и Удача сопутствуют Вам и Л.И. на новом местожительстве! Будьте Здоровы и Счастливы. Всего Светлого!

С великим уважением.
Ваш Долгин
Примечания

[1] «04.10 я получил бандероль от А.П.Хейдока с повестью “Навсегда” и рассказом “Переодетые”» [Комментарий Ю.И.Долгина].
[2] Автор стихотворения Ю.И.Долгин. – Прим. ред. сайта.
[3] К сожалению, в имеющихся у нас материалах отсутствуют прилагающиеся к тексту схема и рисунки Ю.И.Долгина. – Прим. ред. сайта
[4] «Письмо по неясной причине как будто без концовки и – единственное – без подписи» [Комментарий Ю.И.Долгина].
[5] Слово в косых скобках принадлежит Ю.И.Долгину. – Прим. ред. сайта.
[6] Мое поздравление от 25.12.79: «Поздравляю Вас с Юбилейным Восьмидесятым годом славы русского народа – 600-летием Куликовской Победы, годом Святого Сергия. Желаю вам богатырского здоровья и вечного Света! Самые светлые пожелания Л.И. и Н. Сердечный привет и поздравление от Нины Андреевны. С великим уважением. Ваш Долгин» [Комментарий Ю.И.Долгина].
[7] Речь идёт о Н.А.Зубчинском-Уранове, с которым Ю.И.Долгин также состоял в переписке. – Прим. ред. сайта.
:: Продолжение