Переписка А.П.Хейдока с Ю.И.Долгиным

Продолжение

Ю.И.Д. – А.П.Х.

2 июня 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Альфред Петрович и Людмила Ивановна!

Благодарю от всего сердца за новые рассказы и драгоценные фотографии. Моя давняя мечта – иметь фотографию Е.И.Рерих – осуществилась. Это одна из лучших Ее фотографий (любовался у И.М.Богдановой), и я счастлив, что имею возможность лицезреть Прекраснейшую и Мудрейшую Женщину нашего века!

Бандероль пришла, когда я и Нина Андреевна находились в пансионате на Клязьме под Москвой, и нужно было так случиться, что в дни получения фото Елены Ивановны, я впервые узрел фото Елены Петровны, Великой Предшественницы Матери А.Й. В библиотечке пансионата среди навала ординарной литературы я обнаружил книжку с любопытным названием «Пророки и чудотворцы» (В.Е.Рожнов. М., 1977 г.) Можно сказать, она сама «далась мне в руки»: я почти не копался в книгах. Немедленно взял, даже не просматривая. А перелистав и приступив к чтению, был приятно поражен портретом Е.П. Вероятно, Вам известно это фото: Е.П., в буддийском халате, сидит, опираясь подбородком на руку и устремив взгляд в Незримое. Лицо энергичное, волевое, суровое, мужественное. Выражение – вдохновенное и нездешнее.

Портрет Блаватской в молодом возрасте произвел большое впечатление не только на меня, но и на Н.А. Из-за Портрета жалко было расставаться с этой (по содержанию – убого «критической») книжечкой. Пока я не вернул ее в библиотеку, часто засматривался (вместе с Н.А.) на Портрет…

А дома нас ждали Необыкновенные Глаза Елены Ивановны.

Большую радость мы получили также от фото картины Святослава (И.Х.) и его головки (малыш – настоящий маленький лорд Фаундлерой с локонами!).

Альфред Петрович! Ваши новые рассказы прочел или «проглотил», что называется, «в один присест». Все хороши; все значительны. Но особенно восхитили меня: «Оружие богов», «Смерти нет» и «Дождь», хотя последний, как написала Л.И., чем-то не удовлетворил Вас. «Оружие богов» читал вслух Ниночке. И она, как я, сочла этот рассказ одним из наилучших Ваших. «Смерти нет» прочел N. Он слышал от Вас о герое рассказа – известном латышском поэте, но был уверен в том, что запомнил его фамилию. Рассказ художественной выразительностью и идейной насыщенностью произвел большое впечатление на N.

Как жаль, что мы совсем не знаем этого поэта! Хотелось бы познакомиться с творчеством его и подробнее – с фактами биографии.

«Россыпь чудесного» – замечательная подборка Необычного в обычном, того, чего люди не хотят замечать и признавать, как не укладывающегося в их ограниченное представление.

Вот свежий пример из впечатлений пребывания в пансионате:

18-го мая иду с женой на закате солнца и вижу необыкновенное явление: гигантский тонкий белый крест из облачного кружева занял добрую половину голубого неба. А справа от него в каком-то геометрическом порядке веерообразно отдельными мазками перья облаков…

Обратил внимание жены. Она восхитилась – никогда ничего подобного не видела.

«Крест» и «веер» сохраняли очертания минут 20-30.

Навстречу нам и напротив гуляли отдыхающие. Никто, кроме нас, не любовался чудесным! Люди привыкли смотреть себе под ноги либо в направлении горизонта, а задирать голову… Шее неудобно!

Возвращаюсь к Вашим рассказам. О проделках черта. Есть ли в природе черти? Черт не выдуман христианством. Духи зла – в легендах и преданиях всех религий. Фавны и сатиры эллинов – прообразы чертей, хотя, будучи рогатыми и козлоногими, лишены подчеркнутой злодейственности.

Несомненно, прежние, если не дружественные, то терпимые отношения между стихийными духами и людьми нарушились, когда человек ушел из Природы и противопоставил себя ей. Фавн сделался врагом человека и получил кличку «черта». Это вина христианства.

За «перегибом» в одну сторону последовал «перегиб» в другую: отрицание стихийных духов. Это вина рационалистов.

Реальность «черта» доказывается эпизодами, объединенными Вами под заголовком «Нечисть лесная и степная». Черт прикинулся зайцем, чтобы заставить лесника согрешить в канун Рождества! И добился своего. Пусть кровь не была пролита, но мы знаем: дурное намерение и дурная попытка равносильны совершенному проступку.

«Черт попутал» – не оправдание провинившемуся, но, в некоторых случаях, объяснение причины.

Л.И.! Вновь очарован Вашим вкусом в оформлении рукописи. Приятно читать светлый текст, но еще более приятно, когда светлые слова сочетаются со светлыми иллюстрациями.

Приношу огромную благодарность за внимание ко мне: посылку рукописи и фотографий.

Желаю Вам и Альфреду Петровичу Здоровья и всех Благ на новом местожительстве. Н.А. шлет привет. С великим уважением.

Ваш Долгин

А.П.Х. – Ю.И.Д.

17 июня 1980 г.,
г. Балхаш

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

8-го июня я и Л.И. вернулись в Балхаш из своего путешествия по Алтаю. Для своего будущего местожительства мы остановили свой выбор на небольшом городке Змеиногорске. Там всего 20 000 жителей; районный центр; живописная местность; чистый воздух – ни одной фабричной трубы, а главное – нет преступности, нет злостного хулиганства. В гостинице, где мы обосновались, двери номеров не запирались ни днем, ни ночью – все ключи к замкам потеряны, и новых не заводят потому, что нет надобности: «Оставляйте смело свои вещи – никто не тронет», – заявляет администрация.

Снабжение удовлетворительное, кругом процветающие колхозы. В окрестностях ягоды, грибы. Но нам не удалось одним махом переселиться туда: вопрос с жильем стоит остро. Квартиру найти почти невозможно. Хотели купить дом, но в продаже не имелось ни одного подходящего дома.

По совету змеиногорских жителей мы решили еще раз приехать в Змеиногорск в марте месяце будущего года, когда количество продаваемых домов увеличится.

Вернувшись домой, нашел Ваше письмо на письменном столе.

Ваш сон о двух мужчинах, оказавших Вам помощь, мне показался значительным. Я уверен, что Н.А., также, как и я, будет рад, если сон сбудется именно так, как Вы его истолковываете.

Я надеялся, что до наступления летней жары успею перебраться на прохладный Алтай. Не удалось!

А сейчас в Балхаше жара началась.

<…>

С сердечным приветом.
А.Хейдок[8]

Ю.И.Д. – А.П.Х.

24 июня 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Альфред Петрович и Людмила Ивановна!

Бесконечно благодарен за Письмо Е.И.Р. о Поэте.

Жива ли жена Поэта и какова судьба его дочери, любовь которой к отцу помогла ей подняться над смертью?...

Не знаю, читали ли Вы: не так давно (года полтора или два тому назад) в журнале «Иностранная литература» была публикация автобиографии известного индийского писателя, человека высокой нравственности и строгих правил. К оккультизму он относился скептически, пока не убедился в реальности посмертного явления ему жены. (Подобный случай описан Вами в рассказе о женихе, потерявшем невесту накануне свадьбы, с той разницей, что невеста Вашей были является к жениху как жена, а в данном случае – как верный друг.) Писатель женился по любви, хотя гороскопы его и любимой девушки не благоприятствовали браку. Совместная жизнь была счастливой, но непродолжительной: жена умерла, оставив мужу дочь – девочку. Муж страшно горевал...

Спустя некоторое время он случайно встретил старого друга, который посоветовал ему посетить знакомого спирита. И назначил день. Писатель решил к спириту не идти, но в указанный день, чуть ли не против собственной воли, пошел. Тот беседовал с духами и узнал, что покойная жена писателя еще не готова к контакту, но вскоре сумеет явиться на свидание.

В следующее посещение писателем спирита, жена действительно «проявилась» и участливо беседовала со вдовцом. Он понял, что она в курсе его жизни и не меньше чем он беспокоится о дочери, причем знает о ней даже больше, чем он. (Видит, чем она занимается в его отсутствии.)

Развоплощенная жена стала его ближайшей руководительницей, и несколько лет систематически общаясь с ней (в дальнейшем без участия спирита), он пользовался ее советами, особенно необходимыми ему, когда речь шла о воспитании дочери.

Моя мама рассказывала мне, что в г. Прилуки, откуда мы родом, был вдовец, спасенный его покойной женой. Они безумно любили друг друга, но она скоро умерла. В дальнейшем он собрался куда-то уехать, но она во сне предупредила, чтобы он не ехал: поезд потерпит крушение. Он не поехал и избежал верной смерти, потому что в катастрофе погибли все пассажиры.

Посмертное «общение-руководство», отсюда следует, явление хоть и редкое, но вполне реальное. Необходимое условие, очевидно, большая взаимная любовь. И, полагаю, сердечная открытость, потому что при закрытом сердце астральная вибрация не получит доступа.

Наиболее распространен тип отрицателя, убежденного, что ничего необыкновенного нет. Это примитивный случай. Но встречаются отрицатели и «широкомыслящие». Они признают необыкновенное, чтобы дать ему обыкновенное объяснение. Маленькие Лаокооны, удушаемые змеями сомнения. В лучшем случае, как в Вашем рассказе «Дождь», они признают роковую роль туч, но никак не звезд!

Жизнь в изобилии поставляет факты, пригодные для того и другого истолкования. Ваш «Дождь» замечателен в этом смысле безукоризненной уравновешенностью «естественного» и «надъестественного» факторов. Читатель-натуралист «надъестественного» не приметит, а читатель с духовным сознанием оценит. Для первого – падение героя с дерева, дождь, промочивший его письмо, аварийная ситуация на дороге и т.д. – обыкновенные случайности; для меня – верно найденные художественные иллюстрации к Игре Матери Мира.

Далеко не легко выдержать Ее Экзамен в этой Игре.


* * *

Узнал о постигшей вас, Альфред Петрович, тяжкой утрате.
Удел тех, кто остается в этой жизни, – потери близких... Мужайтесь!
Желаем Вам и Л.И. всего Светлого.

С великим уважением,
Юлиан Иосифович и Нина Андреевна

Ю.И.Д. – А.П.Х.

11 августа 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Альфред Петрович и Людмила Ивановна!

Давным-давно не имею весточки и не знаю, получено ли мое письмо с благодарностью за Послание Е.И.Р. о Поэте?

С огромным интересом читаю «Две жизни», любезно предоставленные мне N., и восхищаюсь «Гимном женщине», также данным им на время его отъезда в отпуск.

Спасибо вам, А.П., за большой труд по переписке «Двух жизней»!

Как я понимаю, Вы постарались в первую очередь передать мораль этого Светлого произведения и вкратце поясняли сюжетную линию. «Две жизни» главным образом замечательны именно идеями, свидетельствующими, что их автор – человек высокой ступени сознания. Кое-что, конечно, было знакомо мне по Книгам А.Й., но многое явилось настоящим Откровением, особенно в области взаимоотношений ученика и Учителя.

Л.И..! Приятно поражен на этот раз не только Вашим художественным дарованием искусного оформителя, но и мастерством систематизатора. Е.И. приветствовала тематические подборки цитат «Живой Этики» и, несомненно, была бы довольна проделанной Вами большой и очень важной работой. Название – «Гимн женщине» – как нельзя лучше передает одну из ведущих новаторских линий этического творчества Е.И. о[б] Эре Женщины, глашатаем которой Она была.

Несколько лет тому назад, когда я впервые познакомился с «А.Й.», меня не оставляло удивительное впечатление моего собственного, даже высказанного теми же словами в моих стихах. Подобное же ощущение возникает у меня при чтении «Двух жизней». Цитирую:

«Жизнь – это “сейчас”. Это не “завтра” и не “вчера”»…

Независимо написанные в 1942 году мои стихи:

Если надо – превозмочь
Можно все, что нам угодно.
Гнать нельзя «сегодня» прочь,
Ибо «завтра» есть «сегодня»;
Ибо «завтра» только часть
Нашей большей, лучшей жизни,
Что творится «здесь», «сейчас»,
В миг единственный и ближний!

* * *

Как складываются дела с переездом?

Разговаривал по телефону с Ираидой Михайловной. Она собирается написать Вам и шлет наилучшие светлые пожелания.

Сердечный привет от Н.А. Желаем Здоровья, Бодрости, Радости, Творчества, Света!

С великим уважением,
Ваш Долгин

Ю.И.Д. – А.П.Х.

21 августа 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Людмила Ивановна и Альфред Петрович!

Новые щедрые и бесценные Дары, полученные от вас, делают меня безнадежным должником. Не знаю, как мне отблагодарить вас. Могу предложить только мои скромные опыты в стихах и в прозе, ясно сознавая, что они не эквивалент Высочайшим Дарам.

В эти дни я стал счастливым владельцем сразу двух Священных фотографий Е.П.Б. в молодом и в пожилом возрасте (в той же позе: подбородок опирается на руку) от И.М.Б-й и от Вас.

Спасибо за подборку математических материалов.

Я собираю все статьи и заметки, связанные с Пифагором и с числовыми необыкновенными сочетаниями, – то, что математиками-педантами относится к области числовых «курьезов» и «случайных» результатов. Но как свобода – непознанная необходимость, так и числовой курьез – непознанная закономерность!

Случайно ли число «p» имеет бесконечную дробь после трех целых?

Если бы длина окружности была равна точно трем диаметрам, не было бы Движения в Природе, Круг не покатился бы и не образовалась бы СПИРАЛЬ – ПРУЖИНА КОСМОСА. Нет ничего случайного в Мироздании.

Письма Е.И.Р. вручу N., как только он приедет.

Исправление ошибки в тексте Письма экземпляра N. «Гимна женщине» сделал немедленно по получении бандероли. (У меня 5 тетрадей выписок из Писем Ее и больше тетрадей с выписками из Ее Книг.)

Посвятил Елене Ивановне поэму «Азбука Света», которую читал у И.М.Богдановой 16/ VIII в День рождения Юрия Николаевича.

Шлю вам стихотворение «Ее портрет».


ЕЕ ПОРТРЕТ
(Портрет Е.И.Рерих работы С.Н.Рериха)
От лучезарных глаз нельзя уйти…
Красавица в великолепном одеянье,
Прекрасная, как ангел во плоти;
Весь Облик излучает обаянье,
Как будто чувствуешь цветов благоуханье
(Две розы: на столе и на груди).

Красавица…
И всё? О нет! Взгляни
В Ее глаза немного зорче.
Что говорят тебе они?
Да это же Пророческие Очи!
Миров иных в них отражаются огни.
Провидица! –
Портрет сказать нам хочет.
----------------
О, несравненная ни с чем картина,
Где красота и мудрость слиты воедино.[9]
Портрет Е.И.Рерих работы С.Н.Рериха
* * *

С большим удовольствием прочел рассказ А.П. «Любовь». И снова вспомнил Тургенева как преимущественно художника Любви. Но тема Тургенева – красивая несостоявшаяся Любовь... (Из-за несостоятельности любящего.)

У А.П. – Любовь – не только предчувствия и бездейственные страдания, как у Тургенева, а порыв и способность к ПОДВИГУ.

Тема А.П. – мужественная Любовь.

В герое произведения всегда отражается автор.

Тургенев при всем его благородстве был бесхарактерным человеком, а не борцом за Любовь, как А.П. Восхищаюсь Вами, Л.И., за то, что Вы рядом с человеком такого большого сердца, как Альфред Петрович... Мысленно – с Вами, и шлю Вам и Альфреду Петровичу мои добрые мысли.

По черновику восстановил пропавшее письмо и направляю вновь.

С великим уважением, Долгин.

Р.S. Проштудировал I том «Изиды», но II -го тома у N. не оказалось...
Воистину, недоступна Изида!

НЕПОСТИЖИМАЯ
Никто никогда не знал, не видал
ИЗИДУ БЕЗ ПОКРЫВАЛ.
И вот предо мной предстала Изида...
Закрыта? Открыта?
Закрыта-открыта![10]
25 июня 1980 г.

Ю.И.Д. – А.П.Х.

28 августа 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Альфред Петрович и Людмила Ивановна!

21/ VIII я послал по адресу Л.И. письмо о получении Новых Даров от вас. В добавление к написанному в том письме хочу отметить, что экземпляр «Гимна женщине», подаренный нам, по художественному оформлению (в большинстве иллюстраций отличающийся от экземпляра N.) находится на том же высоком уровне, как первый экземпляр. Нина Андреевна, знаток и коллекционер альбомов художников, разделяет мое восхищение вкусом, с которым подобраны репродукции... Даже портреты не красавиц имеют свою красоту!

Прочел все 12 тетрадей «Двух жизней» и, по-прежнему, под большим впечатлением от этой рукописи. Многие поучения убеждают и покоряют, как истинные Слова Учителя.

Но не хочу скрыть от вас, что в нескольких случаях у меня возникало недоумение, может быть, потому, что в тетрадях не вся рукопись, а фрагменты ее, и я не во всем разобрался как следует. Как я понял, в рукописи Верховным Владыкой провозглашается Санат Кумара. Кумары – другое название Великих Духов; о Них упоминает Е.И.Р. Но В[ел]. Вл. под именем «Санат», сколько мне известно, в Книгах не упоминается. Между тем в «Двух жизнях» фигурирует и В[ел]. Вл. под именем «Али» и под настоящим своим Именем. Однако, судя по рукописи, Он не Санат Кумара!

Меня также удивила новость, что в гибели Атлантиды виноваты Космические пришельцы («Владыки Мощи»)...

Это не согласуется с концепцией Е.П. и Е.И.

В связи с такими неясностями-неувязками возникает вопрос: является ли автор рукописи в полной мере последователем А.Й.? Или, может быть, чего-то не понял?

Прошу Вас еще помочь мне разобраться в проблеме живого примера, о котором идет речь в «Двух жизнях». Лёва получает напутствие не только проповедовать Святое, но и быть при этом Святым. Несомненно, что проповедник должен прежде всего на собственном примере демонстрировать единство слова и дела. Но назначение Лёвы – стать большим писателем, а ведь слово писателя и есть дело!

Лучшие произведения Пушкина, Лермонтова и др. гениальных поэтов воспитывают читателей идеями Света, Добра и Любви, но Пушкин в жизни не был ни «Бедным рыцарем», ни «Пророком» его стихотворений, а Лермонтов старался походить (впрочем, не всегда достаточно успешно) на Печорина и на Демона...

Это нисколько не умаляет человеческих достоинств Пушкина и Лермонтова. Они были благородными правдолюбцами, смелыми (Лермонтов до отчаянности), остроумными и принципиальными людьми, но далеко не праведниками, ибо страсти их обуревали, да и бражничали они хоть куда!.. Однако скандальные подробности их биографий в памяти благодарного человечества справедливо перечеркнуты Высоким Творчеством их, с лихвой искупающим все «погрешности» нехрестоматийных биографий поэтов.

То же можно сказать о Гейне, Блоке, Есенине и др.

Напрашивается вывод: для того, чтобы стать великим писателем, надо пройти «огонь, воду и медные трубы».

Лев Толстой стал праведником на старости лет, но молодость (до женитьбы в зрелые годы) провел бурную и «пороху нюхал» в Севастопольской кампании... А без всего этого написал ли бы он «Войну и мир»?

Большой писатель во время творчества должен душой и сердцем воплотиться во все то дурное и хорошее, о чем он пишет, иначе его произведения, написанные с лучшими намерениями, будут безжизненным морализаторством.

Вот почему я не верю, что абсолютно очищенный от всего низко-земного Лёвушка «Двух жизней» станет новым Львом Толстым. Великим Проповедником или Великим Философом он стать может, но не больше.

В связи с этим возникает вопрос: насколько необходим личный пример биографии художника? Ведь в лучших своих произведениях каждый деятель искусства выше себя, как человека, неизбежно имеющего какие-то слабости и недостатки... Творческое вдохновение – взлет, прыжок в высоту, т.е. подъем над личным. Значит, нельзя мерить писателя по его личному росту и нельзя требовать от него жизни праведника, хотя стремиться к праведной жизни надлежит.

Николай Рерих был Святым Художником. Но это – исключение из правила. Можно найти в истории искусства несколько гармонично-идеальных Исключений при подавляющем большинстве дисгармоничных по натуре (а не по произведениям!) творцов.

Полагаю, что Вы, Альфред Петрович, принадлежите к Исключениям, но я, увы, ближе к более распространенному типу литераторов.

Никогда не видел световых частиц – «звездочек», но недавно, накануне получения весточки от К. (!), увидел во сне перед пробуждением «звездочку». К нему уже ездят гости из Москвы, Ленинграда, Киева... Приобретает известность и заслуженную славу.

Будьте здоровы и бодры.

Сердечно приветствует Нина Андреевна. Пишите.

Всего светлого!
С великим уважением,
Ваш Долгин

/К письму Хейдоку – Вертоградской/[11]

Нельзя по отдельно взятому высказыванию Н.К., не учитывая его другие высказывания, делать далеко идущие выводы.

Уничтожающий отзыв Рериха о модернистических течениях в искусстве, в том числе о футуризме, характерным деятелем которого на Руси был Бурлюк, необходимо скорректировать с дневниковой записью Н.К., вошедшей в книгу «Алтай-Гималаи» 22 февраля 1926 г.: «Пусть купят Бурлюка и вещи новаторов. Ведь максималисты художники борются против той же всепожирающей пошлости и лицемерного мещанства» (стр. 154).

Эта прогрессивная сторона искусства модернистов наличествует и в творчестве Марка Шагала.

Н.К., несомненно, имел какие-то мне неизвестные основания столь резко высказаться о последнем. (В.Сидоров приводит эту цитату в предисловии к «Избранному»[12])

В примечании Вы указываете на то, что М.Шагал – еврей. Однако подавляющее большинство художников-модернистов не евреи, что не помешало антисемиту Гитлеру объявить модернизм еврейством...

Ю.И.Д. – А.П.Х.

7 октября 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Альфред Петрович и Людмила Ивановна!

Простите меня великодушно за некоторую задержку с ответом. N. был в разъездах, я грипповал и потому только 3/Х повидался с ним и вручил ему ваши материалы.

Мои впечатления о них: «Гранки», как я понимаю, – предварительные наброски к работе чрезвычайной важности и ответственности. Человечество переживает критическую стадию развития. Благородная задача – сделать все возможное, чтобы тот нравственный кризис, о котором Вы пишите, не перерос в катастрофу.

Абсолютно согласен с Вашей общей оценкой ситуации. Старый мир (капиталистическая формация) деградирует во всех проявлениях: в политике, в морали, в искусстве. Это мир Тьмы. Ему противостоит мир новый (социалистический), несмотря на все трудности, несовершенства и т.п. – мир Света. Старый мир обречен. Но в бешенстве отчаяния угрожает превратить свою гибель в гибель всего человечества. Вот это последнее – необходимо предотвратить.

Пророчество Иоанна и Нострадамуса, а также апокалиптическую картину Рериха – надлежит рассматривать как грозное предупреждение, а не Приговор.

Подумайте, что будет, если люди уверуют в неизбежный и скорый конец Света? Одни опустят руки, бросят работу и впадут в апатию; других охватит паника и безумие, начнется эпидемия самоубийств; третьи займутся грабежами и разбоем. Наступит всеобщий хаос... Не к этому ли стремятся пособники тьмы?!

Вспомните об эксцессах тысячного года, когда в христианском мире ждали Светопреставления. Но ныне не те масштабы, и все не во сто крат, а в мириад опаснее.

Поэтому я убежден в необходимости при дальнейшей работе над Рукописью подчеркнуть, как много зависит от людей доброй воли в предотвращении глобальной катастрофы.

Старый мир разлагается и, закономерно, порождает разлагающееся искусство. Признаки разложения можно наблюдать решительно во всем: в музыке, танцах, живописи и т.д. Но, отвергая в общем и целом западную культуру, нужно остерегаться впасть в вульгаризаторство, вроде того, которое не так давно объявляло Пушкина «выразителем интересов мелкопоместного дворянства»...

Да, Н.К. писал против джаза. Но какой джаз он имел в виду? Есть коммерческий джаз – «музыка для толстых» – не искусство, а пошлость; есть негритянский народный джаз, возникший из религиозных песен и обновивший симфоническую музыку нашего времени.

Конечно, Н.К. отрицал коммерческий джаз.

Современные танцы.

Здесь я вынужден не согласиться с Вами. По Вашей схеме – от вальса к фокстроту – происходила последовательная сексуализация танца: все более тесное соприкосновение партнеров.

Нравы на Западе действительно с года на год сексуализируются, но канкан, изобретенный в прошлом веке, остается непревзойденно бесстыдным танцем. Нынешние же танцы как раз лишены элемента соприкосновения: партнер и партнерша танцуют независимо, не притрагиваясь друг к другу, т.е. в этом смысле менее сексуальны, чем в эпоху вальсов![13]


* * *

Не сочтите мои откровенные соображения по отдельным мелочам за критические соображения по существу «Гранок». Я приветствую Замысел и Размах Вашей новой работы и надеюсь, что Вы доведете ее до последней точки. Желаю успеха!

Составленная Вами, Л.И., подборка репродукций и текстов «Рокотов и другие» произвела на нас (меня и Н.А.) исключительно приятное впечатление. Должно быть, имеется какая-то связь между псевдонимом Е.И. и художником Рокотовым! Может быть, Ей нравились женские портреты Рокотова, в самом деле волшебно-магнетизирующие; может, что-то другое, но, так или иначе, Ваш альбом – новый достойный вклад в Пантеон памяти Е.И.

Шлите нам и впредь Ваши художественные композиции!

Напишите Ваши впечатления о поездке. Когда переезжаете?

Как здоровье Ваше и А.П.?

С великим уважением,
Ваши друзья, Долгины

А.П.Х – Ю.И.Д.

26 октября 1980 г.,
г. Балхаш

Дорогие Нина Андреевна и Юлиан Иосифович!

Я очень благодарен Ю.И. за дельные замечания по поводу моего «Ангела...»

В этом произведении есть неточности, вызванные тем обстоятельством, что я выводил свои заключения не столько по литературным произведениям, сколько по личным наблюдениям своей молодости.

Появление «Ангела...» вызвано желанием крикнуть в поток безумствующих людей хоть что-нибудь, что могло бы их образумить. Знаю – этого потока не остановить; это – лавина обрекших [на гибель] самих себя, и ничто уже их не образумит.

Но среди них могут быть некоторые, которые найдут силы в себе встать на путь Д[уховного] восхождения.

Я даже не знаю, удастся ли закончить моего «Ангела...»; зрение катастрофически ухудшается. Но хотелось бы закончить.

Это мой крик в темноту – спасайтесь!

Примите мои самые лучшие пожелания преуспеяния и здоровья.

А.Хейдок

Ю.И.Д. – А.П.Х.

2 ноября 1980 г.

Дорогие и глубокоуважаемые
Альфред Петрович и Людмила Ивановна!

Получил ваши письма и бандероль с альбомами о художниках и Жанне д'Арк.

Тысячу раз спасибо!

Альфред Петрович!

Понимаю, что Сердце побудило Вас приняться за Работу во благо людское. Разделяя Ваши добрые чувства и учитывая, что работа не завершена, я позволил себе высказать несколько соображений, в каком направлении ее лучше продолжить.

Ради Бога, не обижайтесь на меня за те или другие советы. Они нисколько не умаляют Вашей Работы. Писательский же талант Ваш я ставлю очень высоко. Недавно с наслаждением переписал для N. по его просьбе Ваш рассказ «Смерти нет».

Л. И.! Вы – волшебница!

Жанна д'Арк – любимая героиня моя с детских лет. (Моя и моей покойной мамы, душу которой я в значительной мере унаследовал.)

Не зная Вашего произведения о Святой Жанне, я просил мою жену узнать, есть ли в библиотеке учреждения, где она работает, книга серии «Жизнь замечательных людей» о Жанне д'Арк.

И вот в тот же день (31/Х), когда Ниночка приносит мне эту книгу (автор – А.Левандовский), я получаю бандероль с Альбомом о Жанне, составленным Вами... Не чудесно ли?! И это в канун Дня Всех Святых – 1/ XI...

Мы тут же сравнили оформление книги Левандовского и Вашего Альбома и, конечно же, отдали предпочтение Вашему вкусу... В тот же вечер начал читать жене биографию Героини Вашего Альбома. Какое Светлое, восхитительное чувство вызывают все слова и поступки Жанны!

Возвышаешься, читая такое.

Шлю Вам два моих стихотворения разных лет, посвященные Жанне – скромная дань моего восхищения и преклонения перед Ней.


* * *

С огромным интересом прочел книгу А.Д.Ниил.

Так как N. из-за занятости и разъездов не успел первым прочесть ее, я взял корректуру на себя и по ходу чтения исправлял опечатки и описки. Перевод А.П. очень хорош и лишь в редких случаях требует стилистической правки.

Рекомендую вашему вниманию статью Е.Андреевой «Эзотерические знания... Были ли они?» в журнале «Техника – молодежи», № 10, 1980 г.

Автор приводит многочисленные публикации на эту тему, в частности, упоминает альманах «На суше и на море» за 1980 г.

Между прочим, в данном альманахе за 1967-68 гг. была опубликована моя статья «Разум Вселенной» о возможности космических телепатичных контактов. Если попадется Вам в руки, может быть, полюбопытствуете, что я там написал.

< … >

К сожалению, веком Екатерины II не занимался и материалы не знаю. Но буду иметь в виду.

С великим уважением.
Ваш Долгин

А.П.Х. – Ю.И.Д.[14]

24 апреля 1981 г. – [3 мая 1981 г.]

– Лучше нашего климата нет, – сказала местная жительница. В голосе ее звучала покоряющая убежденность.

Но меня и не надо было убеждать – я уже успел влюбиться в этот небольшой город посреди холмов. По склону одного из них он ползет вверх и двумя улицами, кое-где разветвляясь, исчезает за невысоким перевалом.

«Маленькие деревянные домики и большие огороды», – так охарактеризовала его моя спутница.

Везде много зелени, старые деревья, черемуха у окон домиков, сирень. Эх, пройтись бы по этой улице вечером в начале лета, когда все тут цветет и благоухает!

И ни одной заводской трубы! Кто говорит, что тут 10 тысяч жителей, а кто, что 20. Это районный центр, в нем имеются и кино, и детская музыкальная школа, и своя газета, и автовокзал, откуда разбегаются рейсы в разные стороны, в том числе на месторождение алтайских самоцветов – Колывань, родину уникальной вазы – царицы Эрмитажа. Напомним – ваза сделана из монолитной глыбы, и диаметр ее что-то более пяти метров. Отсюда до Колывани 120 километров.

Мы сидим на краю города у подножия круто поднимающегося холма. На вершине соседнего холма поблескивают на закатном солнышке большие буквы: «В 1986 городу Змеиногорску – 250 лет».

– Бабушка, – обращается моя спутника к проходящей мимо нас старушке, – на этой горе (она указывает на холм, у подножия которого мы сидим) земляника растет?

– Растет, да коровы ее всю поедают. За земляникой дальше надо ходить. Вот я, захочу малины – вон, туда хожу, – она махнула рукою куда-то на запад. – Нарву ведро, и надолго хватит.

По словам старушки, коровы здесь бродят самостоятельно, без пастуха, и сами приходят для очередной дойки. Качество их молока меня восхитило.

Другая женщина, домик которой стоял на берегу речки Змиевки, сообщила, что вся почва под городом золотоносная и что она сама в дни молодости помогала отцу намывать золото на Змиевке.

– Теперь это запрещено, – пояснила она. – Сосед (она назвала фамилию) начал было заниматься этим промыслом, так его вызвали к властям и пригрозили наказанием. Но когда дело дойдет до женитьбы моих сыновей, я все равно на обручальные колечки им золота намою.

В этом городе из кранов водопровода льется вода, чистая как слеза, и ни в каком хлорировании не нуждается.

Но самое удивительное – в этом городе нет преступности, нет злостного хулиганства!

– Конечно, иногда молодежь подерется, а так – мы можем спать с открытыми дверьми, – заявил мне один горожанин.

Уходя из своей комнаты в гостинице, я попросил ключ, чтобы запереть двери. Оказалось – ключи давно растеряны жильцами, а запирать двери нет никакой надобности – никто чужого не возьмет. И действительно...

Но такая аномалия требовала объяснения. Как так? Весь мир стонет от нарастающей преступности, ищет способов борьбы с нею, а тут – нет преступности...

Сухо-логичное объяснение быстро было найдено: здесь нет промышленности, значит, нет и пришлого элемента, текучести кадров и т.д. Но истинную причину я узнал только при отъезде в автовокзал, когда я разговорился с интересной словоохотливой дамой. За десять минут разговора с ней я узнал о городе гораздо больше, чем за всю неделю пребывания в нем. Она рассказала, что:

Коренные жители города – старообрядцы, которых здесь называют кержаками, так как их предки когда-то жили на реке Керженец на Урале. Каждый второй дом в городе – дом кержака. Их селения разбросаны в более отдаленной от города окрестности, где они до сих пор сохраняют свой веками установившийся быт и нравы. По-прежнему, если иноверец попросит у них воды напиться, – дадут, но посуду, которой коснулись губы иноверца, считают оскверненной и разобьют ее. Раз в год они приезжают в город, закупают муку, соль, спички и другие товары на весь год. На своих полях выращивают главным образом картофель и мед, который сдают государству, чтобы иметь деньги на расходы. Ведут так называемое натуральное хозяйство. Некоторые кержацкие селения расположены в горах, и добраться до них можно только в июле месяце. Там свои порядки...

Почва под городом золотоносная и полна микроэлементов настолько, что население города собирало в своих огородах барит и сдавало его в казну. Это место при Петре Великом открыли недоброй памяти купцы Демидовы, ставшие первыми заводчиками на Урале. Каменные дома, за исключением построенных при Советской власти, – все Демидовские. Они же построили плотину на речке, образовав таким образом водохранилище. Здесь у Демидовых были шахты, где добывали золото. Говорят, что доныне сохранился подземный ход прямо из конторы Демидовых прямо в шахты. И теперь в шахтах добывают золото – хотят еще расширить добычу. Недавно сюда приезжал министр цветной промышленности.

Но тут подошел автобус, и повествование моей собеседницы пришлось оборвать. А жаль – наблюдательный местный житель может рассказать много интересного. Но теперь я понял, что одною из причин отсутствия преступности в Змеиногорске, и по всей вероятности самой главной, – был дух «древнего благочестия» кержацких староверов, сохранившийся, хотя и не в полной целостности, до наших дней. Именно этому духу суровой нравственности мужественных людей, покинувших насиженные места своих отцов, чтобы сохранить свою веру, – я приписываю значение главного фактора в отсутствие преступности.

«Что имеем, не ценим,
Потерявши – плачем...»

поется в старинной песенке. Здесь мне попадались люди, которые ни во что не ставили достоинства своего города. Узнав о моем желании сюда переселиться, – недоуменно и даже с некоторой ноткой подозрительности меня спрашивали:

– С чего это Вам вздумалось бросать свою благоустроенную квартиру в крупном городе и переселяться сюда! Не понимаю! – Ну, что здесь хорошего? Одна лишь картошка!

Что картошка тут замечательная – это была правда. Она вкусная, мучнистая и крупная. Хозяйка, которая нас угощала этой картошкой, рассказала, что откопала в своем огороде очень большую картофелину, побежала в магазин и свесила ее. Оказалось, что весит она полтора килограмма.

Именно из-за обилия здесь картошки создалось такое парадоксальное положение, что ни в магазине, ни на базаре ее не купишь – никому не нужна. Моя спутница обратилась к дежурной администраторше гостинице с просьбой:

– Не могли бы Вы продать нам два-три килограмма картофеля? В магазинах его нет.

– Зачем покупать? Я и так без денег насыплю вам ведро и завтра принесу.

В километрах десяти на восток от Змеиногорска расположен поселок Черепановское. Там начинаются поросшие лесом горы и тайга. Живописное место. Забредают туда лоси и медведи. Разговорился я там со старой женщиной. Жаловалась она, что ноженьки ее плохо слушаются, застудила, перетрудила в молодости, когда в Великую Отечественную войну приходилось ей на лесопиле работать. «Зима. Подойдешь к пихте, а она в два обхвата. Сперва кругом от нее снег в два метра глубины расчистишь, потом пилить начнешь...»

Я и моя спутница попросили у нее молока испить. Привела она нас в светлую чистую комнату: поставила на стол посудину с молоком, чашку меду, краюху белого хлеба. Кушаем, пьем. Улучив момент, когда хозяйка отлучилась, шепчу спутнице: «За такое угощенье платить надо». А хозяйка-то услышала мой шепот, показалась в дверях и заявила:

– Что? Платить вздумали? Не было этого в моей жизни и никогда не будет, чтобы я за еду деньги взяла!

Признаюсь, что это гордое заявление старой женщины, через все невзгоды сохранившей доброжелательность и радушие – прекрасные черты своего великого народа, – много прибавило моего к ней уважения. Да послужат ей ноженьки еще долгие годы!!!

В окрестностях Змеиногорска расположены процветающие колхозы. Одному из них «России» исполняется 30 лет от роду, а 29 лет председателем его состоит Шумаков. Из захудалой деревни Барановки он сделал образцовый колхоз, о котором немало написано в газетах. Но меня интересует, что говорит о нем простой народ – лучший судья. И слова этого судьи были краткие и меткие.

Высокий мужчина на остановке автобуса сказал:

– Шумаков нашумит, но зато дело делает.

А другой, тут же рядом стоящий, добавляет:

– Там самый плохой колхозник собственную машину имеет.

Выразительно. Лучше не скажешь... У нас было мало времени – промежуток между двумя рейсами автобуса. Оказалось, что колхоз «Россия» имеет все свое: свои школы, больницу, столовую, магазины и т.п. В продуктовом магазине девушки в модных прическах и белых халатах отпустили нам хороший кофе и сардины, которых в городе не было. Любители модной теперь облепихи могли запивать обед в столовой колхоза ее соком. Облепихи тут много: ее и прочие ягоды разводит в большом количестве совхоз «Янтарный».

Мой очерк начался с заверения местной жительницы о превосходстве Змеиногорского климата над другими. Чтобы не отнести это заверение к поговорке, что всякий кулик свое болото хвалит, – привожу свидетельство двух мам. У одной дети живут в Барнауле, а у другой в Усть-Каменогорске. Обе поехали к своим детям погостить, и обе вскоре вынуждены были вернуться, так как в этих крупных городах у них начались головные боли и прочие недомогания. И обе почти сразу выздоровели, как только вернулись в Змеиногорск.

Достоинства этого уютного городка первыми оценили геологи, много повидавшие всяких урочищ нашей Родины, выходя на пенсию, они стараются поселиться здесь.

Многомиллионные города, в которых мне приходилось жить, встают в моей памяти как призраки оглушающей человека механической цивилизации, которая равно отравляет как окружающую природу, так и души людей.

Тихий городок, отделенный от железной дороги полсотнею километров, но тем не менее обладающий культурными учреждениями современного общества, стал для меня чем-то вроде притягательного магнита.

Но желающий здесь поселиться наталкивается на большое препятствие – в городе ощущается сильный недостаток жилья. Конечно, выход есть – можно построить здесь собственный дом, и всякий знает, что для этого надо иметь, но не всякий имеет.

г. Балхаш,
3 мая 1981 г.
Примечания

[8] Письмо с приложением Письма Е.И.Рерих, написанного Э.Р.Рудзите от 01.02.1939 г., где дана характеристика выдающегося служителя Света Рихарда Яковлевича Рудзитиса, председателя рижского Общества Н.К.Рериха [Комментарий Ю.И.Долгина].
[9] Автор стихотворения Ю.И.Долгин. – Прим. ред. сайта.
[10] Автор стихотворения Ю.И.Долгин. – Прим. ред. сайта.
[11] Примечание в косых скобках принадлежит Ю.И.Долгину. Вероятно, какое-то письмо или письма, предшествующие данному обсуждению, отсутствуют. – Прим. ред. сайта.
[12] Возможно, речь идёт о сборнике избранных произведений Н.К.Рериха со вступительной статьёй В.М.Сидорова, вышедшем в 70-х годах XX века. – Прим. ред. сайта.
[13] «Здесь я полемически переусердствовал. Не все танцы тех лет отличались “несоприкосновенностью”. Например, в рок-н-ролле партнер перебрасывал партнершу через себя вверх ногами» [Комментарий Ю.И.Долгина].
[14] Данное письмо по своему содержанию практически идентично «Очерку о Змеиногорске» А.П.Хейдока.
:: Начало