Переписка А.П.Хейдока с Ю.И.Долгиным
Продолжение |
||||||||||||
Ю.И.Д. – А.П.Х.2 июня 1980 г.
Дорогие и глубокоуважаемые
|
ЕЕ ПОРТРЕТ
(Портрет Е.И.Рерих работы С.Н.Рериха)
От лучезарных глаз нельзя уйти…
Красавица в великолепном одеянье, Прекрасная, как ангел во плоти; Весь Облик излучает обаянье, Как будто чувствуешь цветов благоуханье (Две розы: на столе и на груди). Красавица… И всё? О нет! Взгляни В Ее глаза немного зорче. Что говорят тебе они? Да это же Пророческие Очи! Миров иных в них отражаются огни. Провидица! – Портрет сказать нам хочет. ---------------- О, несравненная ни с чем картина, Где красота и мудрость слиты воедино.[9] |
С большим удовольствием прочел рассказ А.П. «Любовь». И снова вспомнил Тургенева как преимущественно художника Любви. Но тема Тургенева – красивая несостоявшаяся Любовь... (Из-за несостоятельности любящего.)
У А.П. – Любовь – не только предчувствия и бездейственные страдания, как у Тургенева, а порыв и способность к ПОДВИГУ.
Тема А.П. – мужественная Любовь.
В герое произведения всегда отражается автор.
Тургенев при всем его благородстве был бесхарактерным человеком, а не борцом за Любовь, как А.П. Восхищаюсь Вами, Л.И., за то, что Вы рядом с человеком такого большого сердца, как Альфред Петрович... Мысленно – с Вами, и шлю Вам и Альфреду Петровичу мои добрые мысли.
По черновику восстановил пропавшее письмо и направляю вновь.
С великим уважением, Долгин.
Р.S. Проштудировал I том «Изиды», но II -го тома у N. не оказалось...
Воистину, недоступна Изида!
21/ VIII я послал по адресу Л.И. письмо о получении Новых Даров от вас. В добавление к написанному в том письме хочу отметить, что экземпляр «Гимна женщине», подаренный нам, по художественному оформлению (в большинстве иллюстраций отличающийся от экземпляра N.) находится на том же высоком уровне, как первый экземпляр. Нина Андреевна, знаток и коллекционер альбомов художников, разделяет мое восхищение вкусом, с которым подобраны репродукции... Даже портреты не красавиц имеют свою красоту!
Прочел все 12 тетрадей «Двух жизней» и, по-прежнему, под большим впечатлением от этой рукописи. Многие поучения убеждают и покоряют, как истинные Слова Учителя.
Но не хочу скрыть от вас, что в нескольких случаях у меня возникало недоумение, может быть, потому, что в тетрадях не вся рукопись, а фрагменты ее, и я не во всем разобрался как следует. Как я понял, в рукописи Верховным Владыкой провозглашается Санат Кумара. Кумары – другое название Великих Духов; о Них упоминает Е.И.Р. Но В[ел]. Вл. под именем «Санат», сколько мне известно, в Книгах не упоминается. Между тем в «Двух жизнях» фигурирует и В[ел]. Вл. под именем «Али» и под настоящим своим Именем. Однако, судя по рукописи, Он не Санат Кумара!
Меня также удивила новость, что в гибели Атлантиды виноваты Космические пришельцы («Владыки Мощи»)...
Это не согласуется с концепцией Е.П. и Е.И.
В связи с такими неясностями-неувязками возникает вопрос: является ли автор рукописи в полной мере последователем А.Й.? Или, может быть, чего-то не понял?
Прошу Вас еще помочь мне разобраться в проблеме живого примера, о котором идет речь в «Двух жизнях». Лёва получает напутствие не только проповедовать Святое, но и быть при этом Святым. Несомненно, что проповедник должен прежде всего на собственном примере демонстрировать единство слова и дела. Но назначение Лёвы – стать большим писателем, а ведь слово писателя и есть дело!
Лучшие произведения Пушкина, Лермонтова и др. гениальных поэтов воспитывают читателей идеями Света, Добра и Любви, но Пушкин в жизни не был ни «Бедным рыцарем», ни «Пророком» его стихотворений, а Лермонтов старался походить (впрочем, не всегда достаточно успешно) на Печорина и на Демона...
Это нисколько не умаляет человеческих достоинств Пушкина и Лермонтова. Они были благородными правдолюбцами, смелыми (Лермонтов до отчаянности), остроумными и принципиальными людьми, но далеко не праведниками, ибо страсти их обуревали, да и бражничали они хоть куда!.. Однако скандальные подробности их биографий в памяти благодарного человечества справедливо перечеркнуты Высоким Творчеством их, с лихвой искупающим все «погрешности» нехрестоматийных биографий поэтов.
То же можно сказать о Гейне, Блоке, Есенине и др.
Напрашивается вывод: для того, чтобы стать великим писателем, надо пройти «огонь, воду и медные трубы».
Лев Толстой стал праведником на старости лет, но молодость (до женитьбы в зрелые годы) провел бурную и «пороху нюхал» в Севастопольской кампании... А без всего этого написал ли бы он «Войну и мир»?
Большой писатель во время творчества должен душой и сердцем воплотиться во все то дурное и хорошее, о чем он пишет, иначе его произведения, написанные с лучшими намерениями, будут безжизненным морализаторством.
Вот почему я не верю, что абсолютно очищенный от всего низко-земного Лёвушка «Двух жизней» станет новым Львом Толстым. Великим Проповедником или Великим Философом он стать может, но не больше.
В связи с этим возникает вопрос: насколько необходим личный пример биографии художника? Ведь в лучших своих произведениях каждый деятель искусства выше себя, как человека, неизбежно имеющего какие-то слабости и недостатки... Творческое вдохновение – взлет, прыжок в высоту, т.е. подъем над личным. Значит, нельзя мерить писателя по его личному росту и нельзя требовать от него жизни праведника, хотя стремиться к праведной жизни надлежит.
Николай Рерих был Святым Художником. Но это – исключение из правила. Можно найти в истории искусства несколько гармонично-идеальных Исключений при подавляющем большинстве дисгармоничных по натуре (а не по произведениям!) творцов.
Полагаю, что Вы, Альфред Петрович, принадлежите к Исключениям, но я, увы, ближе к более распространенному типу литераторов.
Никогда не видел световых частиц – «звездочек», но недавно, накануне получения весточки от К. (!), увидел во сне перед пробуждением «звездочку». К нему уже ездят гости из Москвы, Ленинграда, Киева... Приобретает известность и заслуженную славу.
Будьте здоровы и бодры.
Сердечно приветствует Нина Андреевна. Пишите.
/К письму Хейдоку – Вертоградской/[11]
Нельзя по отдельно взятому высказыванию Н.К., не учитывая его другие высказывания, делать далеко идущие выводы.
Уничтожающий отзыв Рериха о модернистических течениях в искусстве, в том числе о футуризме, характерным деятелем которого на Руси был Бурлюк, необходимо скорректировать с дневниковой записью Н.К., вошедшей в книгу «Алтай-Гималаи» 22 февраля 1926 г.: «Пусть купят Бурлюка и вещи новаторов. Ведь максималисты художники борются против той же всепожирающей пошлости и лицемерного мещанства» (стр. 154).
Эта прогрессивная сторона искусства модернистов наличествует и в творчестве Марка Шагала.
Н.К., несомненно, имел какие-то мне неизвестные основания столь резко высказаться о последнем. (В.Сидоров приводит эту цитату в предисловии к «Избранному»[12])
В примечании Вы указываете на то, что М.Шагал – еврей. Однако подавляющее большинство художников-модернистов не евреи, что не помешало антисемиту Гитлеру объявить модернизм еврейством...
Простите меня великодушно за некоторую задержку с ответом. N. был в разъездах, я грипповал и потому только 3/Х повидался с ним и вручил ему ваши материалы.
Мои впечатления о них: «Гранки», как я понимаю, – предварительные наброски к работе чрезвычайной важности и ответственности. Человечество переживает критическую стадию развития. Благородная задача – сделать все возможное, чтобы тот нравственный кризис, о котором Вы пишите, не перерос в катастрофу.
Абсолютно согласен с Вашей общей оценкой ситуации. Старый мир (капиталистическая формация) деградирует во всех проявлениях: в политике, в морали, в искусстве. Это мир Тьмы. Ему противостоит мир новый (социалистический), несмотря на все трудности, несовершенства и т.п. – мир Света. Старый мир обречен. Но в бешенстве отчаяния угрожает превратить свою гибель в гибель всего человечества. Вот это последнее – необходимо предотвратить.
Пророчество Иоанна и Нострадамуса, а также апокалиптическую картину Рериха – надлежит рассматривать как грозное предупреждение, а не Приговор.
Подумайте, что будет, если люди уверуют в неизбежный и скорый конец Света? Одни опустят руки, бросят работу и впадут в апатию; других охватит паника и безумие, начнется эпидемия самоубийств; третьи займутся грабежами и разбоем. Наступит всеобщий хаос... Не к этому ли стремятся пособники тьмы?!
Вспомните об эксцессах тысячного года, когда в христианском мире ждали Светопреставления. Но ныне не те масштабы, и все не во сто крат, а в мириад опаснее.
Поэтому я убежден в необходимости при дальнейшей работе над Рукописью подчеркнуть, как много зависит от людей доброй воли в предотвращении глобальной катастрофы.
Старый мир разлагается и, закономерно, порождает разлагающееся искусство. Признаки разложения можно наблюдать решительно во всем: в музыке, танцах, живописи и т.д. Но, отвергая в общем и целом западную культуру, нужно остерегаться впасть в вульгаризаторство, вроде того, которое не так давно объявляло Пушкина «выразителем интересов мелкопоместного дворянства»...
Да, Н.К. писал против джаза. Но какой джаз он имел в виду? Есть коммерческий джаз – «музыка для толстых» – не искусство, а пошлость; есть негритянский народный джаз, возникший из религиозных песен и обновивший симфоническую музыку нашего времени.
Конечно, Н.К. отрицал коммерческий джаз.
Современные танцы.
Здесь я вынужден не согласиться с Вами. По Вашей схеме – от вальса к фокстроту – происходила последовательная сексуализация танца: все более тесное соприкосновение партнеров.
Нравы на Западе действительно с года на год сексуализируются, но канкан, изобретенный в прошлом веке, остается непревзойденно бесстыдным танцем. Нынешние же танцы как раз лишены элемента соприкосновения: партнер и партнерша танцуют независимо, не притрагиваясь друг к другу, т.е. в этом смысле менее сексуальны, чем в эпоху вальсов![13]
Не сочтите мои откровенные соображения по отдельным мелочам за критические соображения по существу «Гранок». Я приветствую Замысел и Размах Вашей новой работы и надеюсь, что Вы доведете ее до последней точки. Желаю успеха!
Составленная Вами, Л.И., подборка репродукций и текстов «Рокотов и другие» произвела на нас (меня и Н.А.) исключительно приятное впечатление. Должно быть, имеется какая-то связь между псевдонимом Е.И. и художником Рокотовым! Может быть, Ей нравились женские портреты Рокотова, в самом деле волшебно-магнетизирующие; может, что-то другое, но, так или иначе, Ваш альбом – новый достойный вклад в Пантеон памяти Е.И.
Шлите нам и впредь Ваши художественные композиции!
Напишите Ваши впечатления о поездке. Когда переезжаете?
Как здоровье Ваше и А.П.?
Я очень благодарен Ю.И. за дельные замечания по поводу моего «Ангела...»
В этом произведении есть неточности, вызванные тем обстоятельством, что я выводил свои заключения не столько по литературным произведениям, сколько по личным наблюдениям своей молодости.
Появление «Ангела...» вызвано желанием крикнуть в поток безумствующих людей хоть что-нибудь, что могло бы их образумить. Знаю – этого потока не остановить; это – лавина обрекших [на гибель] самих себя, и ничто уже их не образумит.
Но среди них могут быть некоторые, которые найдут силы в себе встать на путь Д[уховного] восхождения.
Я даже не знаю, удастся ли закончить моего «Ангела...»; зрение катастрофически ухудшается. Но хотелось бы закончить.
Это мой крик в темноту – спасайтесь!
Примите мои самые лучшие пожелания преуспеяния и здоровья.
Получил ваши письма и бандероль с альбомами о художниках и Жанне д'Арк.
Тысячу раз спасибо!
Альфред Петрович!
Понимаю, что Сердце побудило Вас приняться за Работу во благо людское. Разделяя Ваши добрые чувства и учитывая, что работа не завершена, я позволил себе высказать несколько соображений, в каком направлении ее лучше продолжить.
Ради Бога, не обижайтесь на меня за те или другие советы. Они нисколько не умаляют Вашей Работы. Писательский же талант Ваш я ставлю очень высоко. Недавно с наслаждением переписал для N. по его просьбе Ваш рассказ «Смерти нет».
Л. И.! Вы – волшебница!
Жанна д'Арк – любимая героиня моя с детских лет. (Моя и моей покойной мамы, душу которой я в значительной мере унаследовал.)
Не зная Вашего произведения о Святой Жанне, я просил мою жену узнать, есть ли в библиотеке учреждения, где она работает, книга серии «Жизнь замечательных людей» о Жанне д'Арк.
И вот в тот же день (31/Х), когда Ниночка приносит мне эту книгу (автор – А.Левандовский), я получаю бандероль с Альбомом о Жанне, составленным Вами... Не чудесно ли?! И это в канун Дня Всех Святых – 1/ XI...
Мы тут же сравнили оформление книги Левандовского и Вашего Альбома и, конечно же, отдали предпочтение Вашему вкусу... В тот же вечер начал читать жене биографию Героини Вашего Альбома. Какое Светлое, восхитительное чувство вызывают все слова и поступки Жанны!
Возвышаешься, читая такое.
Шлю Вам два моих стихотворения разных лет, посвященные Жанне – скромная дань моего восхищения и преклонения перед Ней.
С огромным интересом прочел книгу А.Д.Ниил.
Так как N. из-за занятости и разъездов не успел первым прочесть ее, я взял корректуру на себя и по ходу чтения исправлял опечатки и описки. Перевод А.П. очень хорош и лишь в редких случаях требует стилистической правки.
Рекомендую вашему вниманию статью Е.Андреевой «Эзотерические знания... Были ли они?» в журнале «Техника – молодежи», № 10, 1980 г.
Автор приводит многочисленные публикации на эту тему, в частности, упоминает альманах «На суше и на море» за 1980 г.
Между прочим, в данном альманахе за 1967-68 гг. была опубликована моя статья «Разум Вселенной» о возможности космических телепатичных контактов. Если попадется Вам в руки, может быть, полюбопытствуете, что я там написал.
< … >
К сожалению, веком Екатерины II не занимался и материалы не знаю. Но буду иметь в виду.
– Лучше нашего климата нет, – сказала местная жительница. В голосе ее звучала покоряющая убежденность.
Но меня и не надо было убеждать – я уже успел влюбиться в этот небольшой город посреди холмов. По склону одного из них он ползет вверх и двумя улицами, кое-где разветвляясь, исчезает за невысоким перевалом.
«Маленькие деревянные домики и большие огороды», – так охарактеризовала его моя спутница.
Везде много зелени, старые деревья, черемуха у окон домиков, сирень. Эх, пройтись бы по этой улице вечером в начале лета, когда все тут цветет и благоухает!
И ни одной заводской трубы! Кто говорит, что тут 10 тысяч жителей, а кто, что 20. Это районный центр, в нем имеются и кино, и детская музыкальная школа, и своя газета, и автовокзал, откуда разбегаются рейсы в разные стороны, в том числе на месторождение алтайских самоцветов – Колывань, родину уникальной вазы – царицы Эрмитажа. Напомним – ваза сделана из монолитной глыбы, и диаметр ее что-то более пяти метров. Отсюда до Колывани 120 километров.
Мы сидим на краю города у подножия круто поднимающегося холма. На вершине соседнего холма поблескивают на закатном солнышке большие буквы: «В 1986 городу Змеиногорску – 250 лет».
– Бабушка, – обращается моя спутника к проходящей мимо нас старушке, – на этой горе (она указывает на холм, у подножия которого мы сидим) земляника растет?
– Растет, да коровы ее всю поедают. За земляникой дальше надо ходить. Вот я, захочу малины – вон, туда хожу, – она махнула рукою куда-то на запад. – Нарву ведро, и надолго хватит.
По словам старушки, коровы здесь бродят самостоятельно, без пастуха, и сами приходят для очередной дойки. Качество их молока меня восхитило.
Другая женщина, домик которой стоял на берегу речки Змиевки, сообщила, что вся почва под городом золотоносная и что она сама в дни молодости помогала отцу намывать золото на Змиевке.
– Теперь это запрещено, – пояснила она. – Сосед (она назвала фамилию) начал было заниматься этим промыслом, так его вызвали к властям и пригрозили наказанием. Но когда дело дойдет до женитьбы моих сыновей, я все равно на обручальные колечки им золота намою.
В этом городе из кранов водопровода льется вода, чистая как слеза, и ни в каком хлорировании не нуждается.
Но самое удивительное – в этом городе нет преступности, нет злостного хулиганства!
– Конечно, иногда молодежь подерется, а так – мы можем спать с открытыми дверьми, – заявил мне один горожанин.
Уходя из своей комнаты в гостинице, я попросил ключ, чтобы запереть двери. Оказалось – ключи давно растеряны жильцами, а запирать двери нет никакой надобности – никто чужого не возьмет. И действительно...
Но такая аномалия требовала объяснения. Как так? Весь мир стонет от нарастающей преступности, ищет способов борьбы с нею, а тут – нет преступности...
Сухо-логичное объяснение быстро было найдено: здесь нет промышленности, значит, нет и пришлого элемента, текучести кадров и т.д. Но истинную причину я узнал только при отъезде в автовокзал, когда я разговорился с интересной словоохотливой дамой. За десять минут разговора с ней я узнал о городе гораздо больше, чем за всю неделю пребывания в нем. Она рассказала, что:
Коренные жители города – старообрядцы, которых здесь называют кержаками, так как их предки когда-то жили на реке Керженец на Урале. Каждый второй дом в городе – дом кержака. Их селения разбросаны в более отдаленной от города окрестности, где они до сих пор сохраняют свой веками установившийся быт и нравы. По-прежнему, если иноверец попросит у них воды напиться, – дадут, но посуду, которой коснулись губы иноверца, считают оскверненной и разобьют ее. Раз в год они приезжают в город, закупают муку, соль, спички и другие товары на весь год. На своих полях выращивают главным образом картофель и мед, который сдают государству, чтобы иметь деньги на расходы. Ведут так называемое натуральное хозяйство. Некоторые кержацкие селения расположены в горах, и добраться до них можно только в июле месяце. Там свои порядки...
Почва под городом золотоносная и полна микроэлементов настолько, что население города собирало в своих огородах барит и сдавало его в казну. Это место при Петре Великом открыли недоброй памяти купцы Демидовы, ставшие первыми заводчиками на Урале. Каменные дома, за исключением построенных при Советской власти, – все Демидовские. Они же построили плотину на речке, образовав таким образом водохранилище. Здесь у Демидовых были шахты, где добывали золото. Говорят, что доныне сохранился подземный ход прямо из конторы Демидовых прямо в шахты. И теперь в шахтах добывают золото – хотят еще расширить добычу. Недавно сюда приезжал министр цветной промышленности.
Но тут подошел автобус, и повествование моей собеседницы пришлось оборвать. А жаль – наблюдательный местный житель может рассказать много интересного. Но теперь я понял, что одною из причин отсутствия преступности в Змеиногорске, и по всей вероятности самой главной, – был дух «древнего благочестия» кержацких староверов, сохранившийся, хотя и не в полной целостности, до наших дней. Именно этому духу суровой нравственности мужественных людей, покинувших насиженные места своих отцов, чтобы сохранить свою веру, – я приписываю значение главного фактора в отсутствие преступности.
«Что имеем, не ценим,
Потерявши – плачем...»
поется в старинной песенке. Здесь мне попадались люди, которые ни во что не ставили достоинства своего города. Узнав о моем желании сюда переселиться, – недоуменно и даже с некоторой ноткой подозрительности меня спрашивали:
– С чего это Вам вздумалось бросать свою благоустроенную квартиру в крупном городе и переселяться сюда! Не понимаю! – Ну, что здесь хорошего? Одна лишь картошка!
Что картошка тут замечательная – это была правда. Она вкусная, мучнистая и крупная. Хозяйка, которая нас угощала этой картошкой, рассказала, что откопала в своем огороде очень большую картофелину, побежала в магазин и свесила ее. Оказалось, что весит она полтора килограмма.
Именно из-за обилия здесь картошки создалось такое парадоксальное положение, что ни в магазине, ни на базаре ее не купишь – никому не нужна. Моя спутница обратилась к дежурной администраторше гостинице с просьбой:
– Не могли бы Вы продать нам два-три килограмма картофеля? В магазинах его нет.
– Зачем покупать? Я и так без денег насыплю вам ведро и завтра принесу.
В километрах десяти на восток от Змеиногорска расположен поселок Черепановское. Там начинаются поросшие лесом горы и тайга. Живописное место. Забредают туда лоси и медведи. Разговорился я там со старой женщиной. Жаловалась она, что ноженьки ее плохо слушаются, застудила, перетрудила в молодости, когда в Великую Отечественную войну приходилось ей на лесопиле работать. «Зима. Подойдешь к пихте, а она в два обхвата. Сперва кругом от нее снег в два метра глубины расчистишь, потом пилить начнешь...»
Я и моя спутница попросили у нее молока испить. Привела она нас в светлую чистую комнату: поставила на стол посудину с молоком, чашку меду, краюху белого хлеба. Кушаем, пьем. Улучив момент, когда хозяйка отлучилась, шепчу спутнице: «За такое угощенье платить надо». А хозяйка-то услышала мой шепот, показалась в дверях и заявила:
– Что? Платить вздумали? Не было этого в моей жизни и никогда не будет, чтобы я за еду деньги взяла!
Признаюсь, что это гордое заявление старой женщины, через все невзгоды сохранившей доброжелательность и радушие – прекрасные черты своего великого народа, – много прибавило моего к ней уважения. Да послужат ей ноженьки еще долгие годы!!!
В окрестностях Змеиногорска расположены процветающие колхозы. Одному из них «России» исполняется 30 лет от роду, а 29 лет председателем его состоит Шумаков. Из захудалой деревни Барановки он сделал образцовый колхоз, о котором немало написано в газетах. Но меня интересует, что говорит о нем простой народ – лучший судья. И слова этого судьи были краткие и меткие.
Высокий мужчина на остановке автобуса сказал:
– Шумаков нашумит, но зато дело делает.
А другой, тут же рядом стоящий, добавляет:
– Там самый плохой колхозник собственную машину имеет.
Выразительно. Лучше не скажешь... У нас было мало времени – промежуток между двумя рейсами автобуса. Оказалось, что колхоз «Россия» имеет все свое: свои школы, больницу, столовую, магазины и т.п. В продуктовом магазине девушки в модных прическах и белых халатах отпустили нам хороший кофе и сардины, которых в городе не было. Любители модной теперь облепихи могли запивать обед в столовой колхоза ее соком. Облепихи тут много: ее и прочие ягоды разводит в большом количестве совхоз «Янтарный».
Мой очерк начался с заверения местной жительницы о превосходстве Змеиногорского климата над другими. Чтобы не отнести это заверение к поговорке, что всякий кулик свое болото хвалит, – привожу свидетельство двух мам. У одной дети живут в Барнауле, а у другой в Усть-Каменогорске. Обе поехали к своим детям погостить, и обе вскоре вынуждены были вернуться, так как в этих крупных городах у них начались головные боли и прочие недомогания. И обе почти сразу выздоровели, как только вернулись в Змеиногорск.
Достоинства этого уютного городка первыми оценили геологи, много повидавшие всяких урочищ нашей Родины, выходя на пенсию, они стараются поселиться здесь.
Многомиллионные города, в которых мне приходилось жить, встают в моей памяти как призраки оглушающей человека механической цивилизации, которая равно отравляет как окружающую природу, так и души людей.
Тихий городок, отделенный от железной дороги полсотнею километров, но тем не менее обладающий культурными учреждениями современного общества, стал для меня чем-то вроде притягательного магнита.
Но желающий здесь поселиться наталкивается на большое препятствие – в городе ощущается сильный недостаток жилья. Конечно, выход есть – можно построить здесь собственный дом, и всякий знает, что для этого надо иметь, но не всякий имеет.
|