Альфред Хейдок |
||||||||||||
Что такое Агни-Йога?(продолжение)
V Считая одною из главных задач ближайшей эволюции перенесение так называемого отвлеченного в область познаваемого, Учение вводит изучающего в область тончайших энергий и раскрывает теснейшую связь духовных и психологических состояний с физическим миром. «Каждая энергия выделяет особое вещество» (Аум). «Каждое чувство порождает энергию. <…>» (Сердце, § 278). Отсюда понятно, что человек, преисполнившийся тем или иным чувством, в зависимости от него становится или отравлением окружающего Пространства и всех в нем находящихся, или же оздоровителем или благодетелем. Но самое великое, самое нужное, что дает Агни-Йога, – это раскрытие перед человечеством мощи Мысли. Ее, низведенную грубым материализмом последнего столетия до «качества высокоразвитой материи», Агни-Йога возводит на недосягаемую высоту величайшего фактора в Космосе. «Мысль есть Закон Мира. Нужно понять этот закон во всей полноте. Мысль не есть только словесное выражение. Область мысли есть область мыслительной энергии. Именно это обстоятельство упускается из виду, и мысли уделяют лишь малую распространенность. <...> Мысль должна изучаться в лучших научных учреждениях. Мысль должна быть поставлена во главу физических условий жизни» (Братство, § 341). «...Утверждаю, что мысль есть естественное начало жизни. <...>» (Братство, § 476). «<…> ...наряду с опытами должны быть широко поставлены лекции о мыслительной энергии. <...>» (Братство, § 512). Раскрывая сущность мысли, которая есть не какая-либо отвлеченность, а пространственное существо, обладающее с момента ее создания всеми признаками отдельно существующего индивидуума, как-то: формой, весом, и жизнью, – Учение обрисовывает исключительную роль мысли в мироздании, ее эволюционную мощь и способность воздействия на людей. Слова Платона: «Мысли правят миром», – при свете Учения становятся понятными, как и то, что величайшая ответственность ложится на человека именно за мысли. «Мысль ваша напитана эманациями нервных центров и по удельному весу тяжелее многих микроорганизмов. Разве мысль ваша не материал? Так же точно мы должны взвешивать наши мысли? За них мы так же ответственны, как человек, злоупотребивший угаром. Проще думать о материи, ибо где же ее граница?» (Озарение). Поясним выпиской из другого Авторитетного Источника, предшествующего появлению Агни-Йоги, но выражающего ту же истину: «...Каждая порожденная человеком мысль переходит во внутренний мир и становится активным существом путем ассоциирования себя, мы могли бы сказать - сращения с элементалом, то есть с одною из полуразумных сил этого царства. Она живет как активное разумное вещество – творение, порождение ума – более или менее долгий период в зависимости от начальной интенсивности породившей ее церебральной деятельности. Таким образом добрая мысль увековечивается как деятельная благородная сила, а злая мысль – как вредоносный демон. И таким образом человек постоянно населяет свой ток в Пространстве целым собственным миром порождений своей фантазии, желаний, импульсов и страстей – порождений, которые воздействуют на каждого чувствительного, нервного человека, приходящего с ними в соприкосновение, в соответствии с их динамической силой... Адепт создает эти образы (мыслеформы) сознательно, другие люди бросают их в Пространство бессознательно... И все они, по мере своей разумности, ответственны...» (Письмо Великого Учителя К. X., приведенное в книге Синнета «Оккультный мир»). «<...> Каждая мысль, отвечающая действительности, образует жилище элементалу. Все достойное, строгое, жизненное собирается к мыслям творческим и будет благотворно поддерживать своего создателя. Но измышления клеветы призовут к себе блуждающих элементалов и, не найдя жизненного основания, обрушатся на клеветника. Потому, когда предупреждаю людей не поддаваться мерзости клеветы, опять-таки не даю совет морали, но указываю на очень болезненные последствия. Неприятно очутиться в Тонком Мире[6] среди буйных элементалов. Ужасен такой водоворот, наполненный обрывками своих злобных мыслей. Все эти твари цепляются, висят, приобретая чисто физическую тягость. Мысли, как капли энергии, притягивают к себе малых элементалов. Качество этих зародышей духа очень различно; следуя за сущностью, мысли могут от зародыша, почти неощутимого, достигать под питанием мысли разных уявлений. Они могут составить основу минералов и даже растений. Но особенно ясно можно себе представить, как эти, лишенные жизненного основания, мысли могут засорять низшие слои Земли. <...>» (Мир Огненный, ч. 1, § 428). «<...> Люди своим мышлением отравляют окружающее и претворяют его в хаос. Так называемое чувство пустоты и есть ощущение хаоса. <...> ...в ней заключается немалая опасность, нарушается равновесие и происходят самоубийства и разные безумия. Не пустота, не хаос, но гадкое мышление порождает неумных отравителей атмосферы. При этом они заражают окружающее и тем поражают своих соседей. <... > » (Мир Огненный, ч. II, § 266). «Каждая мысль производит отложения на стенках каналов нервной системы» (Агни-Йога). «Видоизмененное радио может уловить пространственные мысли» (Агни-Йога). «<...> ...каждое проявление мысли уже оставляет след, физически заметный. <… > Будет время, когда откроют весомость мысли» (Аум, § 259). «Проекция мысли на весьма чувствительную фильму вполне возможна, но для этого нужно собрать заостренное мышление. Главное будет в качестве мышления. <... > » (Сердце, § 439). «Вы знаете многие опыты чтения мыслей. Расскажите их западным людям, они не имеют понятия, насколько это психологическое свойство присуще Востоку. По невежеству даже называют суеверием. Между тем, если мысль является органическим созданием, то она может быть обнаружена. Даже скудные физические приборы могут улавливать напряжение мысли. Даже термометр и электрические приборы реагируют на возникновение мысли. Мысль даже изменяет температуру тела. Настолько психический аппарат доминирует над физическим, вернее психический аппарат называть частью физического. Существует прибор, записывающий течение мыслей, также оно отображается на излучении и сравнительным методом может быть детализовано. <...>» (Община, § 175). «...Человек, думающий, что невидимая мысль уходит в пустоту, совершает тяжкую ошибку. Все, имеющее свой потенциал, дает следствие беспредельное» (Беспредельность, § 418). «Эти невидимые мысли насыщают пространство и притягиваются к различным сферам, оплодотворяя их энергиями. В силе оплодотворения мысли заключается «Божественный огонь» древних. Ключ от утвержденного оплодотворения энергии давался как явление Космического Таинства. Истинно, мысль оплодотворяет все сущее. <...>» (Беспредельность, § 419). «Невидимая сфера, окружающая человечество, соткана из устремлений духа людей. Когда ткется сфера, тогда напряженный темп предназначенного явления создает свое течение. Так мысли напрягают сферу и действуют на течение событий. Утверждение событий так связано с течением космическим и напряжением мысли. Пространство значительно напряжено этими мыслями. Упадок стран и подъем их зависят от этих наслоений. <...>» (Беспредельность, § 501). «<...> Истинно, только мощью мысли творится жизнь. И не те видимые голоса с подмостков творят будущее, и не слышанные слова носятся в пространстве, но сила мысли сияет в космическом устремлении <...>» (Беспредельность, § 321). В истории изобретений и открытий отмечено много случаев, когда одна и та же мысль одновременно приходила в голову разным ученым, живущим достаточно далеко друг от друга, чтобы исключить всякое подозрение в заимствовании. В результате получались одновременные открытия одного и того же. Чем это объяснить? «Пространственною мыслью», – отвечает Агни-Йога. Пространство наполнено мыслями разнообразнейших мыслителей, не только земного человечества, но и Высших Миров и звездных обиталищ... Гениальные идеи носятся в атмосфере и ждут настроенного на соответствующую вибрацию приемника, чтобы обогатить его. «<...> Утверждаю, что из Беспредельности льется мысль на досягаемом выражении"» (Аум, § 14). «Пространственная мысль иногда объясняется нагнетением и колебаниями мысли от дальних миров. Мысль, как бы вращаясь в мегафоне Беспредельности, очищается и, возвеличенная, возвращается к мирам проявленным. Не раз люди пытались предлагать свои механические объяснения. Но все такие попытки лишь доказывают ограниченность мышления. Человек по самости хочет, чтобы его же мысль возвращалась возвеличенная. Но когда знаем беспредельность Иерархии, то гораздо более величественное решение будет уместно. Не будем умалять там, где можно возвеличить!» (Аум, § 15). «Мысль может двигать телами и плотными предметами. Также должна отражаться и мысль пространственная. К тому можно указать опыты, произведенные уже много веков назад; укрепляли к потолку жилища многие нити, разной толщины и цвета, и затем, приведя жилище в спокойное состояние, посылали мысли. Так называемая арфа духа начинала колебаться, при этом замечали, как отдельные мысли затрагивали нити определенного цвета; затем наблюдали, как могут воздействовать мысли, посланные издалека. Конечно, при таком наблюдении нужно уметь освободиться от своих невольных посылок. У всех на памяти, как иногда без видимой причины начинали колебаться легкие предметы, для скептиков это лишь сквозняк, так же как и в их голове. Самость людская не желает допустить, что помимо их величества нечто может существовать» (Аум, § 16). «Нужно припомнить всякие проявления мысли пространственной. Каждый может ощущать как бы незримую паутину на лице. Каждый может чувствовать прикосновение и обернуться на неслышимый для других зов. Может человек слышать без аппарата волны радио, значит, и другие волны могут быть воспринимаемыми человеческим приемником. Очень важно проследить, что даже чуткость может отзываться на физической волне. Также можно принимать мысли дальних миров» (Аум, §17). «Очень ценно, если пространственная мысль может быть призвана к сотрудничеству. Если не только огонь сопутствует, но звезды участвуют в действиях. На одной ступени мы напрягаем нашу волю, на следующей мы входим в соприкосновение с пространственными огнями и пространственная мысль служит как семафор и мегафон. В этом состоянии не нужно тратить много воли. Около нас находится неисчерпаемый запас энергии, и, допущенный, он служит нам. Если искра зачеркивает в рукописи места, подлежащие изъятию, и подчеркивает синим цветом заслуживающие одобрения, значит, мы получили мощного сотрудника. Это состояние нельзя вызвать насильно, только опыт приближает нас к пространственной мысли. Таким путем после огня и пространственной мысли мы двигаемся к осознанию дальних миров. У нас большая радость, когда кто-то выходит в океан пространства» (Агни-Йога, § 490). Что нужно для того, чтобы принимать пространственные мысли? Да то же самое, что и радио, – соответствие вибраций. «Люди чаще, чем они думают, улавливают пространственные мысли, но мысли эти не всегда бывают высоки. Ведь Пространство наполнено всевозможными мысленными посылками, и мы получаем из него то, что отвечает нашему приемнику. Потому Учение так настаивает на очищении сердца и мышления, чтобы сделать нас звучащими на мысли из Мира Высшего. Так называемые вдохновения часто не что иное, как созвучие вибраций» (Письма Е.И.Рерих). Мысль грубого вожделения по вибрации весьма будет отличаться от мысли общего блага или от мысли о Прекрасном. Повышая и утончая качество нашего мышления, мы тем самым раскрываем себя для гениальных идей, мы вступаем на ступень, когда Пространство становится нашим сотрудником. Такое сотрудничество не миф, а великая прекрасная действительность, это могут засвидетельствовать те, кто приняли на себя труд по расширению сознания. Они скажут, что такое сотрудничество часто принимает видимые физическим зрением формы в виде световых образований, чаще всего – звезд и звездочек различного размера и цвета. Они вспыхивают в качестве подтверждения, как бы молчаливое «Да» Пространства. Они могут зачеркивать в рукописи ненужное или не подлежащее широкому оповещению; могут подчеркнуть огненной линией особо важное, и т.д. VI Мы могли бы бесконечно приводить одну за другой поразительные по глубине цитаты из Агни-Йоги, дающей советы, как воспитывать мышление, направляя его к добру, но сознательно от этого уклоняемся, так как цель настоящего труда – обрисовать Учение лишь в главных чертах, что даст возможность читателю решить, зародило ли в нем первое знакомство с Агни-Йогой достаточное желание, чтобы углубиться в оригиналы ныне имеющихся четырнадцати книг Учения. Если же такого желания в нем не окажется, значит, Агни-Йога не для него... Кроме того, путь Агни-йоги не есть путь обычного усвоения одним только интеллектом, а требует уже указанного расширения сознания и самостоятельной мыслительной работы. Но самое главное, без чего никакая Агни-йога недоступна, – нужно усвоить значение иерархического принципа в Космосе и полностью отдать себя водительству Иерархии Света. Примеры иерархического, т. е. ступенчатого устройства являет нам любое государство, а еще лучше – армия. Иерархический принцип, обладая преимуществом целесообразности, приносит максимальную пользу. Иерархический принцип есть принцип космический, ибо в Космосе низшее всегда подчинено высшему. Никакая организованность, никакая стройность немыслима без иерархического принципа, поэтому всякая стройность и организованность сами по себе свидетельствуют о присутствии в них этого принципа, который не может быть осуществлен иначе, как только через иерархов, т. е. разумов на различных ступенях эволюционной лестницы. Христианская церковь, говоря об ангелах и небесных воинствах, выполняющих Высшую Волю, тем самым как бы признает иерархический принцип управления мирозданием, но в то же время допускает существенный изъян: подразумевается, что эти ангелы, силы и воинства создавались Богом-Творцом со специальной целью – управлять, однако они остаются вне эволюции всего сущего. Агни-Йога признает только эволюцию. Ее иерархи – правители должны были пройти весь великий путь эволюционного развития, каким шла и идет вся Природа... И какой же может быть правитель, если он не имеет опыта этого великого пути – как может он способствовать и направлять эволюцию? Представители Церкви здесь заявят, что Ангелы и прочие небесные силы были наделены Творцом соответствующими способностями. Но ни Агни-Йога и ни одна истинная философия не признает и не может признать антропоморфического (человекоподобного) Бога как личность вне мироздания. Бог Агни-Йоги, Бог Христа и Будды и всех великих философских систем есть сама Жизнеоснова всего сущего и нераздельно слит с ним. Поэтому – Он везде, вездесущий, не исключая ни одного атома... И этот Бог проявляется путем эволюции в неисчислимых мириадах форм и ступеней, среди которых одна есть человеческая ступень. Нелепо было бы думать, что на человеческой ступени эволюция должна остановиться. А как назовем ступени выше человеческой? В нашем лексиконе для них нет других названий, кроме как «сверхчеловеческие» и «божественные». Мудрость Востока гласит: «Нет Бога (или богов), который раньше не был бы человеком». Христос сказал: «Вы есть боги», указывая на божественный потенциал в человеке, перед которым открыты все высоты Космоса. Но согбенное сознание средневековья не могло вместить все величие этого откровения, и, вместо того чтобы воспрянуть духом и восхищаться, оно поникло и признало себя рабом. Не рабов, а дерзновенных ищет Агни-Йога: «<...> Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к Свету? Услышь, дерзновенный! В темноте ночи подойду благословить обувь твою и осыплю искрами света изголовье твое, ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны, когда сон дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым неподвижны даже тончайшие стебли. Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдемся в палате радости, цветок раскрылся, великое колесо воздвиглось. Радость наша сойдет на подземные миры и вознесется к надземным Братьям. Лучшую песнь поем дерзновению» (Агни-Йога, § 10). Так говорит Великий Иерарх, давший Агни-Йогу. Дерзать – признать в себе Божественное Начало, наделившее каждую частицу свою всеми без исключения свойствами Себя Самого; вместо поклонения дерзать – подражать великим образам подвижников Общего Блага, в том числе Христу, Будде и другим; дерзать против стандартов установившегося мышления большинства и против насмешек невежества; дерзать против тьмы, каким бы ликом она ни прикрывалась; дерзать против пошлости; дерзать – звезды признавать своими, братьями, ибо, истинно, Отец един, и быть с теми, что мечтают уничтожить все мечи, утереть все слезы, оросить все пустыни и разрушить все храмы принесением истины, не нуждающейся в стенах; и дерзать – птицу мечтаний своих обратить на земное поле, претворить ее в труд творящий, – вот путь Агни-Йоги. Как же можно назвать этот путь иначе, как не подвигом! Подобным подвигом жили когда-то те, кто раньше нас, обитателей Земли, прошли свою человеческую стадию эволюции на других планетах (может быть, более не существующих) и теперь руководят развитием жизни на новых небесных телах, в том числе и на нашей Земле... Когда человечество затуманивается непониманием своих задач на Земле, когда религии в процессе вековых наслоений отходят от своих первоисточников так далеко, что теряют их из виду, другими словами, искажаются до неузнаваемости, – Великие Иерархи воплощаются среди избранного Ими народа и приносят утерянную истину в том одеянии, которое ближе данному народу и соответствует достигнутой им эволюционной степени. Ряд исторических реформаторов, основателей религий и философских школ, должен быть отнесен именно к этим Стражам и Хранителям человечества. Но было бы ошибкой ограничивать наше представление о Них только появлением этих гениальных Учителей. Иерархи Света нашей планеты производят огромную работу в мире ноуменов, т. е. в мире явлений. «Наше внимание привлекает не то место, где ураган уже бушует, а то, где он зарождается», – было сказано одним из Них.[7] Они ведут космические битвы с силами хаоса, угрожающими нашей Земле, и, обладая знанием тончайших сил природы, незримо направляют ход эволюции, поскольку это возможно без применения насилия над свободною волею человека. Ни точное местопребывание Их, ни путь к Ним не могут быть выданы. Так называемый цивилизованный мир, укутавшийся в отрицания и не признающий никакого духовного водительства, ничего не знал о Них. Но народные массы в своих легендах и сказаниях хранили знание о Твердыне Света под различными наименованиями. В тяжких трудах и невзгодах, в каких протекала жизнь угнетаемых слоев населения в прошлых столетиях, может быть, немало сердец находило утешение в сознании, что где-то существует страна или Долина Праведников, где живут Заступники обездоленных, откуда может прилететь помощь... И настолько была сильна эта вера, что донские казаки в прошлом столетии снарядили туда экспедицию на общественные средства. Экспедиция, совершив кругосветное путешествие, возвратилась, не найдя искомого. Об этой поездке существует книжечка, написанная одним из ее участников. В сказаниях старообрядцев Алтая Земле Праведников присвоено наименование «Беловодье». Даже выработан некий маршрут, уводящий в Гималаи. Говорит старовер: «Отсюда пойдешь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь, но коли не затеряешься, то придешь к. соленым озерам. Много уже людей погибло в них. И дойдешь до гор Богогорше, а от них дорога еще труднее. И коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А потом возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за высокими горами будет снежная долина. Там оно и есть, Беловодье».[8] И уральские казаки свято верили в существование Беловодья.[9] Сказано в Агни-Йоге: «<...> Географ может успокоиться. Мы занимаем на Земле определенное место. Конспиратор может утешиться – Мы имеем в разных частях света достаточное количество сотрудников. <...>» (Община, § 232). Русское сказание о Китеж-граде и западноевропейское о Чаше Святого Грааля ведут к тому же высокому понятию. В своей книге «Сердце Азии» академик Н.К.Рерих приводит более сорока наименований этого священного места и окончательно закрепляет за ним название «Шамбала», благоговейно произносимое народами Азии. Великие Учителя человечества, обитающие в Шамбале, не плод фантазии и не миф, а, скорее, международное правительство, в арсенале которого совершенно отсутствует агрессия и все виды принуждения. Но было бы в высшей степени неправдоподобно допустить мысль, что эти неприглядные атрибуты многих правительств мира отсутствуют там по причине слабости и неимения средств воздействия на любой объект нашей планеты, включая и самым тщательным образом охраняемых диктаторов, – имеются все воздействия, не исключая и разрушения, если бы этого потребовала высшая целесообразность... Это Международное Правительство имеет сотрудников в разных странах и иногда отправляет своих послов к главам государств, главным образом с целью предупреждения и отвращения надвигающихся бедствий. «Международное Правительство никогда не отрицало свое существование. Оно не обнаруживало себя манифестами, но действиями, которые не упущены даже официальной историей. Можно назвать факты из французской и русской революции, а также из англо-русских и англо-индийских отношений, когда самостоятельная рука извне изменяла ход событий. Правительство не скрывало послов своих в разных государствах. Конечно, эти люди по достоинству Международного Правительства никогда не прятались. Наоборот, они держались на виду, посещали правительства и были замечены множеством людей. Литература сохраняет их имена, приукрашенные фантазией современников. Не тайные общества, которых так боятся правительства, но явные лица, посылаемые Указом Международного Правительства. Единение народов, оценка созидательного труда, а также восхождение сознания утверждается Международным Правительством самыми неотложными мерами. И если проследить мероприятия Правительства, то никто не обвинит его в бездействии, факт существования Международного Правительства неоднократно проникал в сознание человечества под разными наименованиями. Каждый народ оповещаем лишь один раз. Посольство бывает лишь один раз в столетие – это закон Архатов. Устремление явления Международного Правительства подлежит соотношению мировой эволюции, почему в основу заключений полагаются точные математические законы. Нет личного желания, но непреложность законов материи. Не «хочу», но «знаю». И потому решение при волнении потока все же неизменно». «<...> Можно взойти на гору с севера или с юга, но само восхождение остается неизменным» (Агни-Йога, § 32). «Шамбала» необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обители гор. Явленная высота Гауризанкара помогает магнитному току. Лестница Иакова – символ Нашей Обители». «<...> Есть одна магнитная стрелка, которая никогда не уклоняется, ученые знают, что она в Азии. Мы же расширим это понимание. Конечно, на планете есть фокус, который притягивает Космическим Магнитом и держит все нити человеческого блага. Явление этого Центра дает равновесие земле» (Беспредельность, § 361). Пусть никому, когда он произносит или слышит слова «Иерархия Света», не приходит в голову мысль о властвовании кого-то над кем-то. Властвование и принуждение – синонимы. Иерархия есть разумное и планомерное сотрудничество сознаний, где большее знание вызывает естественное желание в обладателе меньшего знания обратиться к первому за советом, указаниями и общим руководством. Прибавим к этому, что высшее значение подразумевает высшую степень любви, излучаемой носителем, и вам станет ясным, что в Иерархии Света привлекательность Высшего и влечение любви со стороны низшего складывают взаимоотношения Учителя с учеником. «Какой мудрец знания не будет владыкою любви?» (Агни-Йога). Называем низшего учеником, а высшего Учителем, ибо каждый Учитель на иерархической лестнице, простирающейся от Земли в Беспредельность, является: учеником по отношению к более высокому, чем он сам. «Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным, прибавь свою жемчужину!» (Агни-Йога, 83). VII Нет положения без противоположения. Удар молота, не встретивший препятствия на своем пути, не произведет полезного действия. В проявленном Космосе все биполярно: существование Иерархии Света подразумевает также существование Иерархии тьмы как неизбежного противоречия. Отбрасывая, как средневековую ветошь, рогатых дьяволов и хвостатых бесов, докучающих нашим предкам, Агни-Йога подтверждает существование Иерархии темных сил, состоящей на земном плане из людей, сознательно избравших путь служения злу. Глава о темных силах и их иерархии требует более подробного освещения, так как предмет этот настолько подвергался осмеянию со стороны так называемых «просвещенных» людей, что одно упоминание темных сил и их иерарха Сатаны вызывает усмешку. А между тем темные силы и их деятельность – грозная действительность. Черные ложи Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно размещаются в крупных городах. Назначение их – всячески вредить делам Иерархии Света и разлагать планету. Последнее в значительной степени достигается поощрением распущенности нравов в народных массах, разжиганием в человечестве грубых страстей, корыстолюбия, насаждением наркомании, алкоголизма, наталкиванием на преступления и т.п. Но так действуют темные силы лишь малых степеней; высшие же надевают маску Света и стараются проникнуть во все светлые начинания, чтобы взорвать их изнутри, расколоть, извратить, опорочить, скомпрометировать. Было бы наивностью думать, что темные служители боятся церкви и убегают при виде священнослужителя, вооруженного кропилом... Наоборот, чтобы отвести от себя всякие подозрения, они, скорее, окружат себя церковными предметами и наденут монашеское одеяние. Встретив искренне верующего, они не станут отвращать его от веры, но, скорее, постараются толкнуть его на путь изуверства и веронетерпимости. Но не так опасны воплощенные, носящие физическое тело, темные, как их развоплощенные собратья, находящиеся в Тонком Мире. «<...> Два момента существования установлены. Первый – непрерывность жизни в различных состояниях, второй – влияние воли одного существа на другое. Так, существа, находясь в тонких телах[10] разных степеней, могут направить мысль на земных воплощенных. <...> Несчетно количество желающих внушить людям самые позорные мысли... <...>» (Агни-Йога, § 227). Незримые советники как бы нашептывают воплощенному человеку, и качество этих шептателей будет соответствовать склонностям и влечениям данной личности. Может быть, любитель выпить не дошел бы до опьянения, ввергающего его в скотское состояние; может быть, страстная натура удержала бы контроль над вспышкой вожделения и супружеская измена не совершилась бы; может быть, человек, в диком порыве гнева обнаживший нож, не нанес бы смертельного удара, если бы всех их, перечисленных, упорно не увещевали и не подталкивали развоплощенные пьяницы, развратники, убийцы... Эти шептуны могут и не быть сознательными служителями зла, а просто людьми, не пожелавшими бороться со своими дурными наклонностями. Свои духовные язвы они перенесли в посмертное состояние, где в низших слоях Тонкого Мира все дурное усиливается и влечения вырастают в жгучие потребности без возможности их утоления. И тогда бесплотные тени устремляются к земле, к людям и, жадно втягивая эманации, окружающие деяния преданных тем же порокам людей, стараются присосаться к ним, больше – завладеть хотя бы частично их органом, телом, – начинается одержание... Сколько смеялись над термином «одержание», дошедшим до нас из глубокой древности! – Одержание... – Вселившиеся бесы – ха-ха-ха!!! – Не бесы, – возразим мы, – но бывшие люди. И какая надобность в каких-то бесах, когда ничто не превзойдет в жестокости злобного человека!!! Степени одержания неисчислимы, начиная от навязчивой мысли и кончая случаями почти полного вытеснения тонкого тела человека из его грубого материального футляра развоплощенной личностью. «<...> Как безобразна явленная картина, когда одержатель пытается изгнать из тела тонкую оболочку. Не может быть ничего безобразнее, когда два тонких тела спорят об одной земной оболочке» (Мир Огненный, ч. II, § 417). В таком состоянии одержимые иногда совершали преступления, о которых их сознание после ухода одержателя не сохраняло воспоминаний, – они не знали. «<...> Одержание развивается и угрожает безумием. Многие страны управляются безумцами в полном смысле слова. Явление массового одержания не повторялось раньше, непонятно, отчего ученые не обращают внимания на такое бедствие! Люди создают миллионы убийств. Неужели никто не подумает, что это есть рассадник одержания!» (Мир Огненный, ч. II, § 223). Последняя фраза этого параграфа имеет в виду войны с их массовым истреблением молодых людей, которые при этом переходят в Тонкий Мир с неизжитыми естественным путем страстями и влечениями. Последнее обстоятельство надолго привязывает жертв войны к земной сфере, обычно – до времени предназначенной им естественной смерти, и тут неудовлетворенная жажда земной жизни делает их одержателями... «<...> Тучи сметливых духов... устремляются яростно к завладению земным запахом» (Сердце, § 219). «Можно наблюдать примеры жестокого одержания. Нужно, чтобы врачи настолько поняли такое скотское состояние, чтобы уметь пресекать заразу. Правильно изолировать одержимых подобно прокаженным. Степени одержания могут быть неизлечимы. Мозг и сердце перерождаются от двойственного давления, но твердый, честный познающий дух не ведает одержания» (Мир Огненный, ч. III, § 467). У изучающего Агни-йогу понемногу начинает складываться осознание огромного мира Незримости, окружающего нас. Медленно сползает завеса очевидности, и начинают приоткрываться один за другим космические факторы и наша с ними взаимосвязь. С поразительной убедительностью перед ним встают: 1. наше единство, наша слитость с Пространством, с Космосом, со всем сущим; 2. решающее значение именно наших духовных (а не телесных) действий - именно они влекут за собой и самые высшие достижения и самую тяжкую ответственность. Слитость и постоянное взаимодействие с Космосом выражены многообразно, но здесь укажем на беспрестанное питание планеты и человека различными тонкими энергиями и лучами, льющимися из Космоса; человек же своими мыслями цементирует Пространство и насыщает его субстанциями своих чувств, эмоций и устремлений. «<...> Нужно привыкать к мысли, что люди беспрестанно творят. Каждым взглядом, каждым вздохом, каждым движением они меняют течение космических волн. <...>» (Иерархия, § 75). «Твердь земная заражается и очищается самим человечеством. Каждое жизненное явление оставляет свои отложения на всем пространстве. Все должно трансмутироваться, все должно быть изжито. Так, каждый слой представляет насыщенную сферу человеческими вожделениями, пережитками и устремлениями. Флюиды сердца и духа, которые насыщают пространство чистыми огнями, разрежают пространственные наслоения. Равновесие может лишь таким образом устанавливаться, ибо энергии мечутся в пространстве и человечество окружено как бы взрывчатыми снарядами. Эти флюиды накопляются, и взрываются во всех сферах. Так и цепь последствий утверждается насыщенными действиями человечества. <...>» (Мир Огненный, ч. III, § 180). «Там, где для геологов кончается земная кора, там для Нас она начинается. Напитанная эманациями ваших действий и насыщенная кристаллами мрака мышления человечества, эта кора представляет сопротивление тверже кремня. <...>» (Беспредельность, § 2). Упоминаемое здесь сопротивление имеет в виду сопротивление жизненным и другим благородным токам, питающим планету, без них кора земли отмирает, и таким образом человечество своим отрицательным мышлением и действиями готовит себе горькую участь.... «<...> Слои вашей планеты чем напитаны, обнаружить не радость. <...>» (Беспредельность, § 15). «Чем же человечество окутывает свою твердь? Самой большой толщей является сфера самости. Самой ничтожной сферой является червь зависти. Самой губительной сферой является самомнение. Эти сферы разрушают семьи, государства, церкви и все общества. Между тем Космос зовет к сотрудничеству. <...>» (Беспредельность, § 568). «Недуги человечества связаны с психическим состоянием. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир. <...>» (Мир Огненный, ч. III, § 177). До сих пор человечество рассматривало землетрясения как стихийные бедствия, где человеку отведена лишь роль жертвы. Агни-Йога, излагая истинные причины землетрясений как результата соединения Огня Пространства с подземным огнем планеты, раскрывает решающую роль человека в этих замыканиях двух космических энергий. «Люди слышат о приложении внутренних огней для будущей эволюции и упускают из виду значение огней для текущего времени. Спросят – «где же самое поражающее значение огня, хранимого в нас?» Трудно представить, но это, несомненно, огонь наш является главным регулятором землетрясений. Зажженные центры, проводники огня Пространства, утишают огонь подземный. Можно проследить, как Великие Учителя посылали своих апостолов в места, где угрожало расстройство равновесия огненного...» «<...> Течение человеческих деяний так явно вызывает подземные бури и надземные огни. <...>» (Иерархия, § 144). «Соответствие между проявлением и фактором, вызвавшим действие, так мощно выражается во всем Космосе. Все подземные огни вызываются на поверхность планеты через действия человечества, которое служит звеном между мирами. Так удушливые газы вызывают силы соответственные. Каждая человеческая мысль творит свои соответствия, потому невозможно творить без явления центров и притяжения к закону Иерархии» (Иерархия, § 163). «Истинно, человечество есть связь между мирами. Нужно привыкать к этой мысли, пытаться прилагать ее к жизни. Странно, что врачи не пользуются возможностью стать носителями здоровья, применяя знание нервных центров, ибо именно эти центры суть духовные щупальца и магниты. Даже физический магнит полагается в особое соседство, чтобы не терял силы. Не заслуживают ли нервные центры такого же внимания? И не должны ли люди особенно охранять лиц следующей расы? Мост между берегами охраняется сугубо. Можно просить человека: «Друг, не устраивай землетрясение» (Иерархия, § 166). Не встает ли из приведенных отрывков Учения повелительная необходимость в дерзновенных и отважных героях и героинях, решившихся на самоотверженный подвиг возжжения своих духовных центров, другими словами, на огненное крещение? ...Точно царевич в народных сказках, должен он подвергаться неисчислимым опасностям, чтобы в конце концов восторжествовать и обрести свое царство. Путь его по краю всех бездн, и в каждую он должен заглядывать; и лавина его подхватывает и мчит в пропасть, ибо расширение сознания требует напряжения всех сил, и лишь на двуродном пламени радости и горя растет сознание... Да, подвижник нужен, даже более – крайне необходим для жизни, «как маяк света на опасном проливе». Он – двигатель истинной культуры, живой, зовущий пример, воочию убеждающий, что пороки победимы; что праведная жизнь не есть удел каких-то небожителей, а вполне осуществима здесь, в окружающих нас обстоятельствах; что подвиг очищения, другими словами, самоусовершенствования, влечет за собой раскрытие в подвижнике новых сил: ясновидения, яснослышания, чувствознания, целения и т.д. И наконец, подвижник больше всего нужен ради его огромного оздоравливающего и очищающего воздействия на все окружающее - воздействия, иногда распространяющегося на целую страну, как это было в случае Святого Сергия Радонежского, воодушевившего русский народ и поднявшего его на борьбу с татарами. Недаром обитатели Индии по сей день радуются, если поблизости их селения избрал себе приют настоящий подвижник. «Его присутствие сохранит наши поля от неурожая и нас самих от эпидемий», – говорят они. Елена Ивановна Рерих писала: «...Так, в Индии очень сильно поверие, что селение, вблизи которого поселился садху, будет ограждено от эпидемий, землетрясений, наводнений и прочих бедствий. Так оно на самом деле и есть. Если такой садху действительно святой жизни отшельник, он своей аурой подымает окружающие вибрации и приводит их в гармоническое состояние, не допускающее вторжения хаоса...» (1936 г.). «Без праведника несть граду стояния», – гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая благость, незримо исходящую из подвижника, а Агни-Йога дает этому научное объяснение. И в годы смятений, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства и миллионы трупов покрыли поля, – в эти нами переживаемые годы переходного периода из Века Мрака в Век Светлый подвижники нужны, как никогда, и поэтому Агни-Йога зовет всех к подвигу. VIII Чтобы лучше понять сказанное, следует усвоить, что та треть микрона (0,75-0,40), в которой действуют волны видимого нам света, представляет очень узкое окно в Космос, и поэтому нельзя поддаваться обману кажущейся нам пустоты голубого безоблачного неба, – а в самом деле «пространство есть собрание тел» (Агни-Йога) – пустоты не существует. Чувствительность этого «собрания тел» к человеческим воздействиям чрезвычайна. Агни-Йога уподобляет ее чувствительности глаза, болезненно ощущающего попавшую туда пушинку. «<...> Если пушинка в глазу обращается в бревно, то перо из крыла птицы в пространстве рождает гром в дальних мирах. Как же пояснить западным умам чуткость космического аппарата? Как пояснить, что насильственные взрывы губительнее разрушения небесного тела, ибо разрушение небесного тела происходит в совокупности всех окружающих условий. <...>» (Община, § 180). Кроме того, человек сам собою представляет мощную лабораторию излучений, о силе которых обычно и не подозревают, но они тем не менее производят свои мощные воздействия. «Излучение это сейчас известно европейцам под названием ауры. Излучение это совершенно естественно и было доказано научно, что не только все человеческие и животные организмы, но деревья, растения и даже камни обладают им. Первым из ученых, указавшим на эту особенность, был барон Рейхенбах, он доказал, что это излучение совершенно естественно. Опыты эти подробно изложены в его «Исследованиях 1844-1845 гг.». Также доктор Барадюк в Париже снимал фотографии с этого излучения, а сейчас в Лондоне, Америке и Берлине отделы при научных институтах посвящаются изучению человеческих излучений – аур. Было доказано, что излучение это бывает разнообразных оттенков, распространяется в объеме и усиливается в напряжении света соответственно духовному и интеллектуальному развитию человека. Отмечены такие явления, как внезапные вспышки цветных лучей, выходящих из оплечий, но происхождение подобных вспышек не нашло еще объяснения в науке. Обращено внимание на уменьшение силы света излучения при болезненном состоянии организма. Совсем недавно в своей книге «Магнитная Аура Космического Человека» Мар-Галитту (г-жа Рейман) пишет: «Профессор Юревич из Москвы указывает на У-лучи человеческой ауры как недавно открытые и весьма мощные и невидимые излучения. После десятилетнего детальнейшего опыта профессор Юревич представил результаты своих исследований Международному Психологическому Конгрессу в Копенгагене». «Разница между человеческими эманациями и излучениями радия и рентгеновскими лучами заключается в том, что эманации человека гораздо тоньше и могут проникать через плотные стены, тогда как лучи рентгеновские и радия находятся в зависимости от определенной плотности тел, через которые они проникают. Так, эманации эти преображают газовые струи, обычно не являющиеся проводниками, в замечательных проводников магнитной силы. Но их дальнейшая проводимость является главным основным свойством У-лучей. Вне всякой зависимости от расстояния и плотности эти газовые струи приобретают качество проводимости под воздействием человеческих эманаций. Их дальняя проводимость и проникающая сила обусловлены космическим контактом человеческих эманаций, и потому допускается, что они обладают более мощным воздействием, нежели все другие лучи. Кроме дальней проводимости и мощи проникновения, У-лучи, проходя через плотные препятствия, могут производить и механические действия. Так, проникая через толстые металлические пластинки, У-лучи производят молекулярные отложения, как только лучи направлены сознательно концентрированным способом. Во время определенных опытов они вызывают преломление световых волн. Также они могут быть фотографированы. Лучи У-ауры лежат в основании левитации и телекинетических феноменов. Труд профессора Юревича озаглавлен – «Лучи У как проводники Биофизической Энергии» (Наталия Рокотова, Основы Буддизма). В прошлом столетии Е.П.Блаватская описывала воздействие некоторого скопления людей на окружающую атмосферу: «Скопление людей, находящихся в возбужденном состоянии, отражающемся также в их организме, выделяет электромагнитные эманации, которые, если они достаточно интенсивны, производят пертурбации во всей окружающей атмосфере. При достаточной силе они могут зародить и создать электрический вихрь, способный произвести многие странные феномены. Имея этот намек, можно понять, что вращение дервишей, дикие танцы, раскачивания, жестикуляции, музыка и восклицания участников имели в виду одну общую цель – создать астральные условия, благоприятствующие психологическим и физическим феноменам» (Разоблаченная Изида). Интуицией художника прозревая истину, Эдгар По в вдохновенных поэтических образах излагает ту же правду дальнего космического воздействия человеческих эмоций. В его «Силе Слов» Агафос, указывая Ойносу на яркую и страшную звезду, где вулканы изрыгают пламя среди прекрасных лугов, восклицает: «Смотри, триста лет тому назад, лежа у ног моей возлюбленной, ломая руки и проливая слезы, я моими страстными речами вызвал к жизни эту звезду; цветы на ее лугах – это самые нежные и дорогие мои мечты, а ее огненные вулканы – это страсти моего бурного сердца». Что же в этом удивительного, когда человек есть «высшее проявление Космоса» (Беспредельность, § 25). Он – часть космической энергии, часть разума, часть сознания высшей материи. «Вдумайтесь в слово «человек» – оно означает дух или чело, преходящий веками. Вся смена воплощений, вся ценность сознания выражена в одном слове» (Озарение). «Истинно, название «человек» означает утверждение творчества» (Озарение). «<...> Человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил. <...>» (Мир Огненный, ч. III, § 306). Другими словами, ту Огненную Стихию или Всеначальную Энергию, о которой мы уже говорили, человек каждым своим действием переводит в новое состояние, придает ей направление добра или зла – создает огонь творящий или огонь разрушающий. «Он будет или животворным или губительным по заданию пославшего его» (Мир Огненный). В качестве лучшего пояснения, вернее, иллюстрации к сказанному, приведем отрывок из письма Великого Учителя К. X. «...Разрешите мне привести несколько примеров. В соответствии с точной наукой вы определили бы только одну космическую энергию и не видели бы никакой разницы между энергией, израсходованной путником, отталкивающим в сторону куст, загородивший его путь, и ученым-исследователем, который расходует такое же количество энергии, чтобы привести в движение маятник. Мы не различаем, ибо Мы знаем громадную разницу между этими двумя. Один бесполезно растрачивает и рассеивает энергию, другой концентрирует и накапливает ее. И, пожалуйста, поймите, что здесь я не имею в виду относительную полезность этих двух, как это могло показаться, а имею в виду только тот факт, что в одном случае было только проявление грубой силы, выявленной безо всякой трансмутации ее высшую потенциальную форму духовных движущих сил, а в другом как раз такая трансмутация имела место. Пожалуйста, не считайте меня туманным метафизиком. Мысль, которую я стараюсь вам передать, заключается в том, что результат высшей умственной деятельности в занятом наукою мозгу представляет собою эволюцию возвышенной духовной энергии, которая в космической деятельности способна приносить неограниченные результаты, тогда как автоматически действующий мозг содержит и накапливает в себе только некоторое количество грубой силы, которая бесплодна в смысле ее благотворности как для индивидуума, так и для человечества. Человеческий мозг является неисчерпаемым производителем тончайшей космической энергии из низкой, грубой силы природы. И завершенный Адепт тот, кто превратил себя в центр, из которого излучаются потенциальности, зарождающие корреляции на корреляции в течение эонов будущего... Даем вам еще другую практическую иллюстрацию: мы видим огромную разницу качеств между двумя равными количествами энергии, потраченной двумя человеками, из которых один, предположим, находится в пути к своей спокойной дневной работе, а другой – на пути с доносом на своего ближнего в полицейский участок, – тогда как наука не видит никакой разницы, а мы – не они (люди наук) – видим специфическую разницу между энергией движения ветра и энергией двигающего колеса. А почему? Потому что каждая порожденная человеком мысль переходит во внутренний мир и становится активным существом путем ассоциирования себя, мы могли бы сказать – сращения с элементалом, то есть с одною из полуразумных сил этого царства. Она живет как активное разумное существо – творение, порождение ума – более или менее долгий период в зависимости от начальной интенсивности породившей ее церебральной деятельности. Таким образом, добрая мысль увековечивается как действующая благотворная сила, а злая мысль – как вредоносный демон. И таким образом человек постоянно населяет свой ток в Пространстве целым собственным миром порождений своей фантазии, желаний, импульсов и страстей – порождений, которые воздействуют на каждого чувствительного, нервного человека, приходящего с ними в контакт, – в соответствии с их динамической силой. Буддисты называют это «Шандба», а индусы – «Карма». Адепт создает эти образы (мыслеформы) сознательно, другие люди бросают их в Пространство бессознательно. Чтобы быть успешным и сохранить свою силу, Адепт должен жить в уединении и более или менее в своей собственной душе. Еще менее точная наука способна понять, что строящий муравей, постоянно занятая пчела и птица – каждый по своим скромным способностям – накапливают столько же космической энергии в своем потенциальном состоянии, как какой-либо Хайдн, Платон или пахарь, прокладывающий свою борозду, накапливают у себя. Охотник, убивающий дичь для собственного удовольствия или выгоды, а также позитивист, применяющий свои умственные способности, чтобы доказать, что + x + = - , понапрасну тратят и рассеивают энергии не менее, чем тигр, прыгающий на свою добычу. Все они грабят природу, вместо того чтобы обогатить ее, и все они, по мере своей разумности, – ответственны...» (А.П.Синнет, Мир оккультный). Труд есть огненное действо, ибо он требует напряжения огненной энергии, которая этим переносится из состояния индифферентной стихии. Таким образом, каждый созидательный труженик есть космический сотрудник, помогающий перерабатывать «сок Вселенной» – огонь. Вот почему Агни-Йога осуждает бездеятельность, вот почему она – песнь труду. Знает об этом человек или не знает, но он – космический фактор огромной силы. Являясь продуктом работы эволюционных сил природы на протяжении огромного количества миллионов лет, он олицетворяет собою синтез ее достижений во всех своих царствах плюс самосознание, которым он был одарен на заре своего становления. Весь опыт, приобретенный на пути прохождения этих царств, весь опыт человеческих воплощений в различных расах на континентах ныне уже не существующих и на континентах существующих он носит при себе в огненном центре чаши, но он не знает об этом, как не знает о драгоценных рудах под собою пашущий поле крестьянин и поэтому считает свою видимую деятельность проявлением всего своего потенциала. Он не знает, что в воплощенном состоянии он живет лишь малой долей своей жизни и малой долей своих центров. Из-за ограниченного физического зрения, улавливающего волны света в диапазоне только упомянутой трети микрона, он не видит тонких существ, населяющих земную атмосферу, – она ему кажется пустой... «<...> Сказка для них – если напомнить, что так называемый воздух наполнен сущностями разных эволюций. Так же трудно человеку представить, что каждое его дыхание, каждая его мысль меняет окружение его. Одни усиляются и приближаются, иные сгорают или уносятся вихрем токов. Человек не хочет понять, что он одарен сильными энергиями. Он, поистине, Царь Природы и Повелитель несметных легионов сущностей. <...>» (Мир Огненный, ч. II, § 365). Если малое раздражение может отразиться, как вихрь, на дальних мирах, то какова должна быть бережность человека в проявлениях своих чувств? Не требует ли это величайшей самодисциплины? И каково может быть суммарное воздействие на Космос всего человечества? «<...> ...нужно не забыть, что энергия, излучаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет заградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил. Волны вибраций изменяются, и планета теряет часть самозащиты, так человечество само распоряжается судьбою своею. Когда же наступает разрушительный период так называемого безбожия, тогда масса энергии, обычно посылаемая в верхние слои, разбивается и становится материалом коричневого газа»[11] (Мир Огненный, ч. II, § 92). Мы уже говорили о благом воздействии подвижника, распространяющемся на громадные расстояния. Но не следует думать, что остальные люди лишены этого свойства; только воздействия их могут быть и благие, и неблагие и ограничены кармическими условиями и духовным сродством. «Может ли человек восходить или нисходить для себя одного?» - спрашивает Агни-Йога и тут же отвечает: «Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает оно различные слои атмосферы, но дословно влечет за собою близкие ему существа. Тем более человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием. Человек возвысился помыслом и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов, идет постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону кармы и ауры. Нелегко решить, когда кто убийца или благодетель. Только светочи Агни-Йоги могут осветить справедливую работу нашего хаоса мысли, но для этого нужно самоотверженно посвятить себя Агни-Йоге. Впрочем, не многие любят опасности самоотверженности, потому сказанное сейчас понятно не многим. Но можно привести много примеров, когда впавший в безумие в Азии был причиною гибели человека в Европе. И когда поднявшийся духом в Америке исцелил кого-то в Египте. Потому благорасцветание помыслов есть огненный цветок духа» (Агни-Йога, § 168). «Устремление людей мало соответствует свойствам психической энергии. Некоторые качества этой энергии утеряли признаки сознательности. Труднее всего человечество осознает беспредельность энергии и ее возможности самоотверженного действия. Мы легко ощущаем энергию в связи с телесными действиями, но самое чудесное мало сознаем. Самое чудесное, можно считать, – когда психическая энергия может действовать на большом расстоянии, как бы самостоятельно. Как снаряд, вылетевший из орудия, производит отдельное следствие, так наша энергия может производить воздействие совершенно отдельно и длительно. Конечно, длительность зависит от запаса энергии. Можно послать энергию сознательно, но также могут быть ее бессознательные выделения, если она стремится в привычном направлении. Когда снаряд энергии направился далеко, тогда будет временно ощущаться исчерпанность энергии. Но знающий это свойство не будет смущаться, наоборот, он поддержит действие посылки своим сознанием. Вы слышали легенду о вращающемся облаке над местом особого значения, в основании лежит та же посылка энергии. Устремление энергии может быть настолько сильным, что может создать физические явления, ибо соединение энергии со стихиями дает самые необходимые сочетания. Но во время действия самоотделенной энергии нужно быть готовым к некоторому утомлению, принимая его как естественное последствие опустошения сокровищницы. Над не терпящими отлагательства обстоятельствами работает отделившаяся энергия. Новое созидание, конечно, привлекает ближайшие сознания. Как помощь несутся посылки, принося отвагу, бодрость, находчивость. И часто ни получивший, ни пославший не подозревают о происходящем. Делимость духа есть посылка энергии. Энергия действует в посылке, в то же время пославший как бы в отдыхе от утомления. «Сколько посылок несется в пространстве! Некоторые из них не составят ли основания новых планет?» (Агни-Йога, § 254). IX Ограниченность телесного аппарата человека, обладающего только пятью несовершенными чувствами, воздвигла глухую стену между нашим миром плотной материи и мирами тонких материй. – Мы не видим и не слышим никакого потустороннего мира, следовательно, его нет! – заявляют отрицатели, игнорируя факт существования людей с более развитыми, чем у отрицателей, способностями, для которых тонкие миры и их обитатели не менее реальны, нежели наш плотный мир. Не говоря о ясновидящих и вообще духовно развитых людях, которым в той или иной мере доступен Тонкий Мир, мировая литература пестрит фактами потусторонних явлений, наблюдающихся обыкновенными смертными, среди которых немало известных ученых. Отметим целую книгу засвидетельствованных и строго проверенных описаний потусторонних явлений, собранных известным французским астрономом Камилом Фламмарионом; отметим свидетельства физика с мировым именем Крукса, чего стоит одна только его книга, посвященная описаниям с фотографическими снимками его потусторонней посетительницы Кетти Кинг, которая материализовалась многократно в присутствии многочисленных участников сеанса до степени не только полной видимости, но до полной осязаемости; она даже стала как бы любимым другом семьи Крукса; при последнем своем расставании с его семьей, трогательно прощаясь навсегда, Кетти Кинг расцеловала присутствующих, после чего... растаяла в воздухе... В народных массах как раньше, так и теперь можно собрать многочисленные свидетельства о явлениях умерших и о многих непонятных феноменах, которые наука не в состоянии объяснить известными ей законами. В таких случаях наука предпочитает отрицать самые факты, забывая, что они – «упрямая вещь». Но какое же право она имеет отрицать явление лишь на том основании, что оно пока необъяснимо законами природы, – до тех пор, пока не будут открыты все законы природы? Со стороны тех, кому приходилось наблюдать потусторонние явления, иногда давались разноречивые объяснения наблюдаемого, что приводило к ложным представлениям о посмертном состоянии человеческого «Я». И хотя в древних писаниях имелось достаточно обоснованных данных по этому вопросу, они оставались недоступны массовому читателю, потому что были изложены языком символов, ключа к которым у читателя не было... Мир мучительно нуждался в пролитии света на проблемы жизни и смерти и цели своего существования. Если не днем, оглушенный обыденностью, то вечером или ночью, а чаще всего у смертного одра дорогого существа, сжимая холодеющую руку и вперя полный отчаяния взгляд в гаснущие зрачки умирающей или умирающего, человек мучительно спрашивал: «Неужели это – навсегда, навеки? Разве никогда больше не улыбнутся мне эти уста и не ответят на ласку лаской? Есть ли у человека душа, которая не уничтожается с физической смертью, куда и зачем, она уходит? Буду ли уничтожен и я?» И могла ли этого человека утешить нынешняя Христианская Церковь обещаниями, что он встретит утерянного друга жизни в День Светопреставления, когда воскреснут мертвые?.. А где же другой авторитетный источник, кроме церкви, который мог бы ему ответить? Наука? Но она давно уже ответила гробовым голосом: «Нет? У тебя нет никакой души; ты уничтожаешься целиком и навсегда. Можешь жить только в памяти людей, и то – пока тебя не забыли...» Ммм... Плохое утешение!.. А между тем что-то кричит внутри человека: «Неправда! Жил и буду жить!..» Только всеобъемлющее знание Владык Света, какими являются Великие Учителя Шамбалы, может авторитетно осветить эти вопросы. И Великий Иерарх, давший Агни-Йогу, делает это на страницах своего Учения. Способно ли человечество достаточно оценить этот дар Великого Авторитета, избавляющий от страха смерти и утверждающий ликующую неистребимую и непобедимую Жизнь, в борениях восходящую на космические высоты беспредельной Красоты, или же оно по-прежнему будет насмехаться над Истиной, – это в руках самого человечества – оно и решит, и примет последствия своего решения... «<...> Тонкий Мир есть возвышенная сублимация земной сферы. <...>» (Сердце, § 159). «<...> Нужно привыкать мыслить о целых мирах, реально существующих. Тонкий Мир не есть только наше состояние, он именно представляет из себя целый мир со всеми возможностями и препятствиями. Явление жизни Тонкого Мира недалеко от земного, но в иной плоскости. Все заработанное не исчезает, наоборот, оно умножается. Но если здесь трудно сохранить ясность сознания, то там это еще труднее, ибо встречаются множества явлений новых для нас порядков эволюции. <...>» (Мир Огненный, ч. I, § 105). «Тонкий Мир имеет многообразные утверждения земного мира. Даже прообраз времен года проходит по сознанию Тонкого Мира. Потому образы растений, или гор, или поверхности вод не чужды Тонкому Миру, конечно, в преображенном состоянии. Сердце, знающее Мир Тонкий, знает и цветы, и горы, и снега, и моря. Цветы успевают в богатстве форм, но цвет их несказанно сложнее красок Земли, снега белее и кристальнее и гуще земных. <...>» (Сердце, § 332). «Люди часто вредят себе, запрещая даже думать о Тонком Мире или представляя его как нечто невообразимое. Нужно представить себе Тонкий Мир как самое улучшенное состояние наших лучших чувств. Только так можно подготовить себя к лучшему помещению Тонкого Мира» (Мир Огненный, ч. I, §391). «<...> ...в Тонком Мире голос не нужен и заменен быстрою мыслью, но звучание не покидает Мир. Что же может быть прекраснее музыки сфер? <...> Тонкий Мир в высших сферах именно звучит прекрасно. <...>» (Мир Огненный, ч. III, § 549). «Свет Тонкого Мира не имеет отношения к земному пониманию солнечного света. В низких слоях затемненные сознания творят потемки, но чем выше сознание и мысль, тем светлее нерукотворное сияние. Именно жители Тонкого Мира видят и Землю, и Светила, но земные Света претворяются сознанием иначе. <...>» (Аум, § 146). «<...> ...Тонкий Мир полон запахов. Чем выше, тем совершеннее они. Но низшие слои полны разложения. <...>» (Сердце, § 327). Заключение В силу обстоятельств автору пришлось оставить этот труд незаконченным «Он несовершенен, как несовершенен автор, его написавший».[12] Появление Агни-Йоги – величайшее событие в истории духовной Культуры нынешнего человечества, так как Учение Агни-Йоги является теми вратами, которые ведут в Новый Мир – в Мир Шестой расы, Шестого человечества. Для последнего она будет основою его жизни и достижений. Учение Агни-йоги поднимает знамя Беспредельности и зовет к нарастающей радости труда и беспредельного совершенствования во имя любви и красоты. Все величие Учения не могло быть выражено в беглом очерке, каким является этот труд. Но тем не менее я надеюсь, он окажет помощь смелым искателям, которым он и адресован.
[6]
Тонкий Мир есть мир посмертных состояний, названный так в силу тонкости материи, входящей в его построение, – настолько тонкой, что обычное зрение ее не улавливает.
[7] Письма Махатм к Синнету. [8] Н.К.Рерих, «Сердце Азии». С. 111. [9] В. Г. Короленко. У казаков.
[10]
Тонкое Тело – то тело, в которое облекается сознание человека после смерти. Материя этого тела настолько тонка, что обычное зрение ее не улавливает. Она видна глазу ясновидящего, а иногда улавливается и фотокамерой.
[11] Коричневый газ – одна из разрушительных сил Природы. [12] Это слова Е.П.Блаватской по поводу одного из ее крупных собственных трудов.
| ||||||||||||
|