Альфред Хейдок |
||||||||||||
Я – бессмертен
Я велик не величием плоти, облекающей душу мою; Я велик неистребимою жизнью, самой вечностью, живущей во мне, безначальным, беспредельным путем.
Автор
Разве можно положить предел тому, чему назначено продвижение в Беспредельность?! Спираль или струя бесконечных воплощений, бесконечных жизней имеет пределом Беспредельность. В этом символе залог бессмертия, залог неуничтожимости человеческого духа.
Н. Уранов
Что такое смерть
Поговорим о смерти. Смерть не больше нежели стрижка волос, также отдается материя.
Озарение По-прежнему большинство людей или стараются о ней не думать, или думают с ужасом о ее приближении, считая смерть как полное свое уничтожение. Освободить людей от страха смерти может только знание, знание прочное, основанное на незыблемых истинах. Такое знание дает нам теософия и главным образом – ее кульминация Агни-Йога. Для того, чтобы понимать смерть человека, сперва нужно знать, что такое человек, из чего он состоит, что в нем умирает и что не умирает. «... Сколько бедствий таит неправильное представление о сущности человека, с которым приходится общаться...» (Н. Уранов). Итак, человек состоит из семи частей различной плотности. Из этих семи частей зрима только одна часть – наше физическое, плотное тело. Остальные шесть частей обычному физическому зрению недоступны. Этим не сказано, что они вообще незримы. Есть люди, так называемые ясновидящие, которые, в зависимости от степени своего духовного развития, видят одну или несколько из остальных частей. Каковы же эти части? Вот они:
1. физическое или плотное тело; 2. эфирное тело; 3. астральное тело; 4. Кама Манас или низший разум, интеллект или рассудок; 5. Высший Манас или высший разум; 6. Буддхи; 7. Атма. Эти вышеприведенные части принято называть семью принципами человека. Слово «принцип» здесь употреблено в смысле «начало», «основа». Остановимся отдельно на каждом принципе и дадим краткие пояснения. Первый принцип – физическое тело – не требует объяснений, так как он доступен нашим пяти чувствам: мы его видим, осязаем. Второй принцип – эфирное тело. Оно представляет собою точную копию физического тела и пронизывает каждую его клеточку. Оно своими размерами немного превышает его: в таких случаях ясновидцы видят его выходящим за пределы физического тела в виде узенькой световой полоски вдоль тела. Эфирное тело выполняет в нашем организме важную жизненную функцию, а именно извлекает из солнечных лучей жизнедательную энергию, так называемую прану, которую некоторые называет жизненным электричеством. Эфирное тело управляет жизнедеятельностью человеческого организма. Удаление его из физического тела вызвало бы немедленную смерть человека. «Жизнь подразумевает обмен. Обмен подразумевает необходимость питания. Человеку, чтобы жить, необходима пища. Для видимого человека представление пищи конкретно, но видимый человек есть лишь одна седьмая человека невидимого. Какая же пища необходима шести седьмым высших тел человека? Эфирному телу как человека, так и животного, так и растения и даже минерала необходима прана. Эфирное тело есть аккумулятор энергии праны. Когда человек пожирает животное, он использует для продолжения жизни своего тела прану, заключенную в клетках трупа животного. Это та же солнечная прана, но преломленная клеткой животного...» (Уранов Ф. 247). Третий принцип – астральное тело. Это тело также представляет собою точную копию физического тела, но оно тоньше эфирного; оно пронизывает как эфирное, так и физическое тело, сливается с ним. Астральное тело называют также телом чувств, эмоций, желаний, так как оно является чувствующим принципом. Если нервное волокно физического тела не будет пронизано астральной субстанцией, оно не будет чувствовать, не будет реагировать на прикосновения. Астральное тело, пользуясь определенными способами, описание которых не входит в задачу настоящего очерка, можно выделить из физического тела, и последнее при этом не умрет, так как в нем останется эфирный двойник, который будет выполнять свои жизнедеятельные функции. Выделение астрального тела может быть полным или частичным. Так, например, можно выделить астральную руку из физической руки. Когда такое выделение совершено, можно колоть иголкой физическую руку и она не ощутит ни малейшей боли. Но если колоть иголкой воздух в том месте, куда переместилась выделенная астральная рука, человек сразу ощутит боль. Это иногда называют переносом чувствительности. Человек, обладающий достаточными для этого знаниями, может сознательно покинуть свое физическое тело, оставив его лежащим на постели, и, облаченный астральным телом, совершать полеты дальние и близкие, совершать многие деяния, оставаясь незримым для других, присутствовать на собраниях и потом вернуться обратно в свое физическое тело, сохраняя полную память обо всем виденном и слышанном. Сказанное засвидетельствовано многими экспериментами, о чем на Западе существует обильная литература. Часть этой литературы была переведена на русский язык и распространялась в дореволюционной России. К сожалению, она теперь представляет собою такую библиографическую редкость, что отсылать к ним читателя – бесполезный труд. Приведу несколько примеров непроизвольного выделения астрального тела. Я лег спать в обычное время вечером и, как всегда, скоро заснул. Ночью я проснулся и, к великому своему удивлению, обнаружил, что не лежу на кровати, а стою на середине комнаты. Будучи хорошо осведомленным о способности человека покидать в астральном теле свое физическое вместилище, я понял, что это произошло со мною. Но я хотел удостовериться, что это именно так. Я знал, что выделившийся в астральном теле человек может видеть покинутое им физическое тело, и с этой целью стал приближаться к своей кровати. Но как только я подвинулся в направлении кровати, как был мгновенно втянут обратно в свое физическое тело на кровати. Укажу на характерную особенность вхождения в свою телесную оболочку: сперва входит верхняя часть тела, а ноги – в последнюю очередь. Вследствие этого верхняя часть первая обретает способность двигаться, тогда как ноги в течение одной или двух секунд еще не повинуются человеческой воле. Второй, гораздо более интересный случай произошел в Маньчжурии на одной из станций Китайской Восточной железной дороги, которая в то время принадлежала Советскому Союзу и целиком обслуживалась русским персоналом. Окончив дежурство, русский железнодорожный служащий вернулся в свой домик, разделенный на две квартиры. Пообедав, он сел в кресло, причем откинул голову назад на спинку кресла, засунув под нее скрещенные пальцы обеих рук. Надо сказать, что такая поза считается благоприятной для выхода астрала. Кажется, наш герой задремал. И вдруг он очутился посредине комнаты и увидел в кресле свое спящее тело с закинутыми за голову руками. Так как он в свое время читал в книгах о возможности выхода астрального тела и также о его способности проникать через стены и запоры, он решил попробовать, действительно ли это так. Он двинулся к кирпичной стене комнаты и беспрепятственно, с удивительной легкостью проскользнул сквозь нее и очутился во дворе. Там он увидел китайца, торговца-разносчика, принесшего в двух корзинах на коромысле яйца для продажи. Соседка, хозяйка второй половины домика, яростно торговалась с разносчиком о цене десятка яиц. При этом он убедился, что торгующиеся не видят его, не замечают и не подозревают о его присутствии. Торгующиеся наконец сошлись в цене, а наш наблюдатель решил, что пора ему вернуться в свою физическую оболочку и стать зримым человеком. Проскользнув с такою же легкостью сквозь стену, он стал приближаться к креслу и был моментально втянут в оставленное тело. После этого он решил, что ему тоже следует приобрести яйца. Выйдя на этот раз уже через дверь на двор, он застал китайца-разносчика еще там, а соседка с купленными яйцами уже ушла. Когда наш герой спросил китайца, почем яйца, тот назвал цену гораздо выше той, по которой он продал яйца соседке. – Ты продал моей соседке яйца за 20 копеек десяток. Почему ты спрашиваешь с меня больше? – спросил наш герой. – Откуда ты знаешь, что я продал за 20 копеек, – недоуменно спросил китаец и добавил: – Людей тут не было. Ответ разносчика еще больше утвердил веру нашего героя, что все испытанное им не было ни сном, ни галлюцинацией. Высочайший Источник (имеется в виду Голос Безмолвия) так говорит о способностях принципов человека: «Человеческое тело может летать, может легко преодолевать водные преграды, может согреть себя при любом морозе и не гореть в самом раскаленном горниле. Люди могут передавать друг другу мысли и даже мысленно беседовать на любом расстоянии. Не покидая своего дома, человек может присутствовать на самом секретном собрании и остаться незамеченным. Человек может стать невидимым и таким образом избежать преследования. Человек может видеть свои внутренние органы и наблюдать их функции. Он может видеть и то, что происходит внутри каждого из них. Он может излечить любое излечимое заболевание, вызывая прилив или отлив крови от заболевшего места, предварительно насытив ее праной – универсальным лекарством, добываемым прямо из пространства, не заходя в аптеку. Человек может посещать дальние миры, не покидая своего кабинета. Может увидеть, что делает известный ему человек в данный момент. Человек может убить взглядом любого зверя, напавшего на него: может сделаться неуязвимым для ножа и пули убийцы; может приказать другому человеку умереть в определенный день и час. Многое еще может сделать человек, если кармические обстоятельства не препятствуют проявлению психической энергии. Но даже и охранительница Кармы может уступить силе всеначальной. Все зависит от качества и потенциала аппаратов, заключенных в человеке. Но что знает ученый о своих аппаратах, если знает вообще? Ученых удивляют хатха-йоги, которые могут закидывать ноги за шею или стоять на голове. Даже самоанестезия йогов принимается с сомнением. Но самое удивительное то, что люди не только не стремятся овладеть своими возможностями, но даже запрещают исследовать свою основную силу. Из церковных стен борьба светлых и темных сил переместилась в научные учреждения. Наблюдайте все признаки церковных мракобесов в ученых, тормозящих прогресс. И инквизиция перебралась за некогда гонимые стены. Поразительно наблюдать, как псевдорелигия мгновенно слилась с сущностью псевдонауки; так темные силы показывают, куда направляется эволюция и где решится судьба Нового Мира, если только он когда-нибудь состоится». Астральный, ментальный план«Также несомненно, что многие духовно развитые люди и особенно ученики Великих Учителей работают по ночам на астральном и даже ментальном плане, помогая своим: близким и знакомым или же выполняя поручения Учителей... Физический мозг не может запечатлевать с такою легкостью эти тончайшие вибрации, и, если начать часто насильственно подымать его вибрации, разрушение организма неминуемо. Можно чаще сохранять воспоминания о своей ночной деятельности при достижении известной степени Агни-Йоги, но для этого нужно наличие и соблюдение соответствующих космических и физических условий. Так, нужна чистота окружающей атмосферы и гармоничность ее, и значительная высота» (Письма Е.И.Рерих). Четвертый принцип – Кама Манас. Кама Манас – это низший разум, рассудок, интеллект. Кама – влечение начал, мужского и женского, друг к другу – Любовь. Манас – разум. Следовательно, Кама Манас означает разум, развившийся, выработавшийся на эволюционном пути человечества на основе труда и борьбы за удовлетворение полового влечения, которое потребовало созидания жилищ для себя и потомства, их прокормления и т.д. Именно поэтому Кама Манас еще называют животной душой. Кама Манас сам по себе ничего не знает. Свои знания он приобретает путем умозаключений, то есть он наблюдает явления или факты и делает из них выводы. Кама Манас – это тот рассудок, которым мы постоянно пользуемся в своей повседневной жизни, в решениях жизненных проблем, в науке, в искусстве, во всей обширной деятельности человека. Седьмой принцип - Атма. «Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе» (Письма Е.И.Рерих, т. I, 30.06.34). Седьмой принцип есть синтетическое начало человека. Почему – седьмой? А где пятый и шестой принципы, почему они пропускаются? – недоуменно спросят читатели. – Потому, – отвечаем мы, – что пятый и шестой принципы невозможно объяснить, предварительно не ознакомившись с седьмым – Атмой. Е.И.Рерих говорит: «Седьмой и шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса» – и еще: «Атма – Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе». Там же: «Атман и Атма также часто упоминаются как синонимы, экзотерически являя седьмой принцип, который есть вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Но эзотерически Атма часто называется Мировой Душой». Она – то божественное несказуемое начало. Это начало в Библии названо Огнем. Помните изречение: «Бог есть Огонь поядающий», – говорит Моисей во Второзаконии (гл. 4, ст. 24). Пятый принцип – Манас. «... пятый принцип Манас – самосознание, или мыслитель (высший разум)» (Письма Е.И.Рерих, 11.06.35). «Седьмой и Шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Но мы знаем, что в Космосе все стремится к сознательной жизни, потому Мысль (Манас), одухотворенная всеначальной энергией (Буддхи), дает Венец Космоса, который с завершением каждого нового цикла, или круга, или Манвантары, становится все прекраснее и прекраснее, и так в беспредельность. Всеначальная или психическая энергия дает бессмертие» (Письма Е.И.Рерих). Для лучшего понимания назовем Атму духом, Буддхи – душой, субстанцией,[1] то есть материей. При соединении Духа с материей в последней возникает жизнь. Где жизнь – там и чувство. Не может быть бесчувственной жизни. Чувства вызывают мысли, мысли вызывают чувства. Мыслит сознание. Понятие Сознание неотделимо от понятия Разума. Что такое сознание?[2] Сознание есть синтез чувства и Разума. Значит, Манас также есть Разум. В отличие от Кама Манаса, или интеллекта[3] (рассудка), который сам по себе ничего не знает и добывает знания лишь путем умозаключений. Шестой принцип – Буддхи. «Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма» (Письма Е.И.Рерих, 16.11.35 г.). Буддхи[4] – это индивидуализированная частица Атмы. Это обособленная или обособившаяся частица из Вселенского океана Атмы. «Буддхи есть индивидуализированная частица Мировой Души, Огненная Субстанция, Пламя или Разумная творческая Энергия Беспредельности – Матери Мира». «<...> Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческо-животной души), образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego» (Письма Е.И.Рерих, 11.06.35 г.). Буддхи[5] – субстанция, являющаяся сознанием. Манас, порожденный слиянием Атмы и Буддхи, называется Высшим Манасом или духовной душой, тогда как Манас называют животной душой. Высший Манас как порождение высочайших принципов Космоса несет в себе весь Беспредельный потенциал своих породителей. И ему (Высшему Манасу) предстоит раскрывать этот потенциал в беспредельном шествии... Благодаря раскрыванию этого потенциала в себе, Высший Манас, заключенный в каждом из нас, знает и может знать неизмеримо больше, чем наш интеллект, которым мы пользуемся в своей каждодневной жизни. Высший Манас – источник интуиции, предчувствий, а порой он громко говорит голосом совести. Дух«Дух – это вечный огонь, зажженный от бессмертного и вечного Источника жизни». Ф. 26. «Дух или Жизнь неразделимы» («Чаша Востока»). «Духовный человек – Синтез семи принципов» (Т.Д., III, с. 445). «Буддхи – носитель индивидуализированной Атмы» (Т. Д.). «Буддхи и Меркурий соответствуют друг другу, и оба желтые или лучистые, окрашены в золотой цвет» (Т.Д., III, с. 447). «Человек получает свою Духовную Душу (Буддхи) из сущности Манаса Путра, Сыновей Мудрости, которые являются божественными существами (или ангелами), правящими и стоящими во главе планеты Меркурий» (Т.Д., III, с. 458). «Семь правителей семи священных планет не личности, а иерархии творческих сил каждой планеты; их можно звать ангелами или планетными духами. Действительные имена этих иерархий теперь не могут быть выданы» (Т.Д., III, с. 482). Атма, Буддхи и Высший Манас образуют высшую триаду человеческой сущности. Ее изображают треугольником. Остальные принципы изображаются квадратом. Соединив эти две геометрические фигуры, получаем символическое изображение человека и его состава. Итак, перед вами семеричный человек. Два принципа в треугольнике, Атма и Буддхи, образуют Монаду. Монада есть та единица Космоса, которая неисчислимые века тому назад начала долгий эволюционный путь: она прошла стадии минерала, растения, животного и ныне проходит человеческую стадию. Она – частица Космоса и как таковая обладает всем потенциалом последнего. Монада – источник жизни всего человеческого организма, и остальные принципы суть ее дифференциации. Верхнюю триаду – Атма, Буддхи и Манас – называют высшим «Я» человека. Это Бог, которого человек носит в себе, и голос этого Бога, вернее, его шепот – как угрызение совести. Высшие принципы (Атма, Буддхи, Манас) оживляют и возбуждают к деятельности физическое тело. Треугольник Атма – Буддхи – Манас, представляющий Высшие принципы человека, Бессмертен. Обратимся теперь к квадрату нашей схемы человека. Заключенные в нем принципы в момент смерти умирают не все сразу. Приводим сказанное по этому поводу Высочайшим Авторитетом: «...Человек умирает три раза: когда умирает его плотное тело, когда умирает эфирный двойник, когда он покидает астрал, вместе с которым исчезает и низший Манас. Далее человек пребывает в «непреходящем теле», состоящем из Атма + Буддхи + Высший Манас». «Дух и Материя объединены в пространстве. Объединяясь, они начинают свое существование в их сфере зарождения. В этом единстве творятся формы сущего и проходят свои круги усовершенствования. Объединившись с материей, дух может освободиться лишь путем усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В Космической Лаборатории эти два принципа – объединение и освобождение – основы творчества. Лишь стремительность духа приводит к освобождению, которое отзывается на сознании и сердце. <...> Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. <...>» (Мир Огненный, ч. III, § 303). «Когда мы говорим о Духе и Материи, мы должны иметь в виду высшее значение Материи. Но, говоря об освобождении Духа, мы говорим о тех явлениях, которые могут быть названы материальными, жизненными проявлениями. Нужно знать, что, говоря об этих объединениях под разными формами, подразумевается падение духа. Ибо дух, проявляясь в материи, должен устремляться к высшим функциям вместе с материей. Материя устремляется к творчеству и дает формы и жизнь. И дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи. Космическое понятие Женского Начала как Материи настолько высоко и так далеко от житейского понимания Истины! Лишь чистое и высокое сознание оценит это сравнение. Трудно разъединить Дух от Материи» (Мир Огненный, ч. III, § 304). «... Материя есть кристаллизованный дух. Ведь Дух есть энергия, но мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Сам видимый нами свет есть вид тончайшей материи в движении...» (Письма Е.И.Рерих). «... Материя есть лишь качество Духа. Материи нет, но есть лишь энергия...» (Письма Е.И.Рерих). Монада«<...> ... человек не является только монадой, завершающей свой эволюционный путь, но он есть часть Монады Космоса. Все зародившиеся монады в одной Монаде Космоса несут ответственность за существование всей Вселенной. Связь между человеком и явлениями Вселенной насыщается обоюдно, и так важно осознать, как один породитель зла задерживает все продвижение. Ход событий указывает, насколько история повторяется. В основе этого лежит проявление тех же монад. <....> О неразрывности путей монад с Космосом должно подумать на пути к Миру Огненному» (Мир Огненный, ч. III, § 312). «Монада, будучи частичкой Монады Божественной или Абсолюта, облекаясь энергиями для своего проявления на той или иной сфере планеты, всегда остается божественной частицей Абсолюта или сублимированной Духо-материей. <....> Конечно, монада соответствует понятию духа. Но когда говорится о духовности и духе и жизни, в проявлении всегда подразумевается Высшее Эго. Монада, в действительности состоящая из Шестого принципа и Седьмого, универсального, не является сознательной сущностью на планах проявления. Для того чтобы достичь сознательного проявления, то есть стать Архатом, Буддою, Дхиан-Коганом, человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе» (Письма Е.И.Рерих). «Смерть не более чем стрижка волос». Как вы понимаете эту фразу? Твердый путь должен начинаться с познания этой проблемы. Проблема смерти раскрывается с осознания семеричности своей природы. Итак, запомним: плотное или физическое тело, эфирный двойник, астрал, низший разум (или интеллект), Высший разум, Буддхи и седьмой принцип - Атман. У каждого народа различные принципы имеют свое название, в различных философских системах порядок их претерпевает изменения: некоторые из них, например Высший и Низший разум, сливаются в Манас, или просто разум; эфирный двойник разделяется на эфирный принцип и прану. Все эти мутации имеют свои причины и объяснения, но мы для философской цели примем приведенную выше. Люди хорошо знакомы с физическим принципом, но все же даже для самой передовой науки он содержит в себе множество потрясающих тайн. Что же сказать об эфирном?! Огромное большинство не имеет о нем никакого понятия; немногие могли его наблюдать, но если кто-то верит в привидения, то он уже на пути к познанию, ибо в сознание его уже заброшено представление, хотя и негативное. Но астрал можно наблюдать и изучать, даже не видя его, так же как интеллект и высший, философский разум. Можно замечать присутствие или отсутствие признаков Буддхи и Атма...» (Н. Уранов). «Почему два принципа – Атма и Буддхи – называются Монадой (или единицей)? Потому что как дух и материя являются двумя полюсами Единого Элемента, так и Атма, Буддхи являются двумя полюсами единого человеческого принципа, зерна духа, частицы Космического элемента. Как Огонь – единый Космический элемент – имеет два полюса, так и его частица в человеке также являет Атму и Буддхи. Монада также является Божественным Андрогином, а Манас их первенец. В этой великой истине заложена тайна любви половинчатых душ Платона...» (Мир Огненный). Итак, «человек представляет собою связь между Небом и Землею. Три его высших принципа связывают его с Небом: три низших – с подземными недрами. Обе троицы (Солнечная и Лунная) связываются между собою седьмым (по счету) принципом, пятым по принятой в Учении номенклатуре, или Манасом, «Великим разумом», «Человеком», который сам по себе двойственный, тройственный и семеричный, как и каждый принцип, как и каждая основа Космоса. Так, Манас делится на «смертный» и «бессмертный», на тот, который работает в личности, и тот, который трудится в индивидуальности, ассимилируясь с монадой (Атма – Буддхи). Прочное деление – это деление на низший, животный разум – интеллект и Высший». По мере утончения своих чувств и мышления, по мере насыщения их красотой происходит сближение двух «Я» в человеческом сознании. В духовно неразвитом человеке эти два «Я» спорят между собой. Голос одного уговаривает отдаться влечению страстей, присваивать чужое, думать только о своей выгоде; другой же зовет к справедливости, геройству, самоотверженности, стремлению к Общему Благу. Задача нашей жизни состоит в том, чтобы путем очищения сознания и утончения чувств, мышления довести их вибрационную частоту сперва до степени слышания голоса нашего Высшего «Я», а затем до полного слияния с Ним. «Коли голос духа своего услышит – над бездною вознесется», – сказал Преподобный Сергий (Криптограммы Востока). Какими признаками может сопровождаться сближение низшего «я» с Высшим «Я»? Сильнее будут проявляться скрытые дотоле способности и таланты. Усилится мышление, появятся, как бы всплывут новые абстрактные идеи. Чаще посетят предчувствия будущего. Непонятные места в книгах Учения вдруг станут понятными, что можно назвать небольшими озарениями. Могут быть и большие озарения, но они пока что редки. При таких озарениях происходит кратковременное слияние низшего «я» с Высшим, в результате чего человек кратковременно получает космическое сознание. Испытавшие такие озарения свидетельствуют, что в такие моменты они испытали необычайное расширение сознания, они как бы слились с окружающей природой и могли чувствовать себя проносящимся облаком, рекою, животным, короче говоря, они стали Всем. Физический мозг человека вследствие своей грубости не способен удержать всех тонких вибраций озарения, и поэтому при возвращении в свое нормальное состояние низшее «я» много теряет из пережитого им. Отсылаем интересующихся к книге «Космическое сознание». К сожалению, забыл имя ее автора.[6] Так называемая интуиция исходит из Высшего «Я». Смутная подчас интуиция в процессе духовного развития человека перерастает в точное чувствознание. Елена Ивановна Рерих в своих письмах дает такое пояснение: «... Чувствознание раньше называлось интуицией. Чувствознание слагается из накоплений в прошлых жизнях и хранится в «чаше». Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо все знание, получаемое нами, прежде всего основано на чувстве. Особенно ярко выражено это при всех трансцендентальных переживаниях. Пробуждается чувствознание вместе с напряжением действия психической энергии. Как видите, все переплетается во взаимном сотрудничестве, и все зависит одно от другого» (Письма Е.И.Рерих, 02.07.37 г.). Также попутно раскрываются духовное зрение и слух. Приводим выписку из «Озарения»: «Кольца зоркости и слуха. Первое касается лиц близких и явлений будущего. Второе ограничивается делами настоящего и близкого будущего. Третье захватывает прошлое, касающееся близких. Четвертое захватывает прошлые события. Пятое – в пределах современного мира. Шестое являет будущее мировых течений. Седьмое вмещает все знаки. Можно быть сильным в первом кольце без возможности овладеть следующими, потому лучше развивать седьмое кольцо, ибо ему доступны все явления, но без личного тяготения – без ограничения личного, почти тесною сферою. Лучше, когда после личного знака можно получить сведения о движении стран или проблески Космического порядка...» «... И до четырнадцатого слуха дух постигает, тогда как на земной сфере можно достичь лишь девятого» (Озарение). Мы говорили, что в голосе совести человек слышит голос своего Высшего «Я». У устремленного ученика, достигшего нужной степени совершенства, тихий шепот совести перерастает в четкий, ясно воспринимаемый голос Высшего «Я», который называют Голосом Безмолвия или голосом Учителя Незримого. Вначале обычно улавливаются отдельные слова и фразы. Со временем размеры сообщений возрастают и превращаются в целые откровения, дающие ключ к пониманию причин происходящих в Мире событий. Сознание ученика при этом необыкновенно расширяется: в кажущемся хаосе совершающегося вокруг него он явно различает логически развивающиеся цепи причин и следствий – он становится способным прогнозировать... Отныне книги, дотоле дававшие ему единственную возможность приобретения знаний и приближения к истине, становятся ему все менее и менее нужными – он освобождается от них, ибо через Голос Учителя Незримого в него вливается океан знания... Такое общение с высшим миром – миром, в котором пребывают наши собственные высшие принципы, – помогает утончению нашей сущности и организма, и то, что раньше нам нравилось, может стать отвратительным. Например, запах горелого мяса, ранее приятно щекотавший ноздри, теперь может вызвать отвращение и тошноту. Приводим слова, сказанные по этому поводу: «... Когда ученик начинает мыслить категориями Учения, он пробуждает свои высшие центры. В его ауре духовной, ментальной и астральной появляются новые огни, новые токи, новые энергии. Эти энергии, эти огни вступают в магнитную связь с космическими центрами, и начинается процесс постепенного утончения всего организма. Постепенно утончаются и нервные центры. Человек, до подхода к Учению плавающий, как рыба в воде, в человеческой среде, начинает остро реагировать на все ее несовершенства, на все яды, исторгаемые этой средой в процессе ее жизнедеятельности. Выявляется парадокс: заряжаясь мощными космическими силами, являющимися дифференциациями самой непобедимой силы Космоса – Единой Жизни, человек начинает болеть от соприкосновения с ядами, окружающими человеческую среду. Когда-то, может быть, сам курил, но теперь вдыхание табачного дыма причиняет ему острые страдания. Запах разложения, зловоние горящих трупов животных, птиц, рыб, вместо того, чтобы вызвать у него аппетит, как было прежде, вызывает явление обратное: острые тошноты и даже рвоту, подавленное настроение, беспокойство в поисках струи свежего воздуха. Ученик начинает остро реагировать на проявления несовершенных отношений между людьми. Он страдает от раздражения, эманаций вражды, грубости и пошлости. Психические яды действуют на него еще сильнее физических, от соприкосновения с ними он болеет тяжелее и длительнее. Сфера его страданий от соприкосновения с несовершенством окружающей среды все более и более расширяется. Он начинает реагировать на несовершенства массовых человеческих и планетных проявлений, и масштабы его страданий расширяются и углубляются. Сердце его содрогается от разрушительных сокращений земной коры; он чувствует невыносимую тоску от соприкосновения с тонкими газами подземных недр, которые обычно вырываются на поверхность при землетрясениях. Подавленность духа возникает при массовых убийствах, при разрушительных действиях множеств, при нагнетении психической атмосферы накануне восстаний, войн и других подобных явлений» (Н. Уранов). Из писем Е.И.Рерих: «К семеричному подразделению я сделала малые добавления:
1. Физическое тело.
2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума. 3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе. 4. Кама – животная душа (или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах): а) Кама-Манас – низший ум или интеллект. б) Кама-Рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма. 7. Атма – Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе. Но, приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти) суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня жизни и сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. ...» (Письма Е.И.Рерих, 16.11.1935 г.). Значение слова АкашаАкаша
- есть Аурическое Яйцо Земли. И Акаша есть Махат[7] (Т.Д., III, с. 546) Мулапракрити есть то же самое, что и Акаша (семь степеней).
Акаша - чистая абстрактная субстанция, отражает абстрактные идеи и также низшие конкретные вещи. (Т.Д., III, с. 546) Акаша - находится в корне проявлений всех звуков... Вся природа есть резонатор или, вернее, Акаша есть резонатор Природы. Она есть Божество, Единая Жизнь, Единое Существование. Акаша – мост между нервными клетками и ментальными силами. (Т.Д., III, с. 550) Акаша - излучение Мулапракрити. (Т.Д., I, с. 44) Акаша – Всемирная Душа... Эта Мировая Душа связана со всеми природными феноменами, известными и неизвестными нашей науке. Акаша - (грубейшим аспектом которой является эфир) пятый всемирный космический принцип, которому соответствует и от которого происходит человеческий Манас – космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях и неизменная в своих высших принципах. В творческих условиях она называется Субкорнем; в соединении с лученосным теплом она вызывает «мертвые миры к жизни». В своих высших аспектах она есть Всемирная душа, а в своих низших она является разрушителем. Акаша - и Материя Люцида – одно и то же. (Ф. 376) Акаша - есть Космическое Сердце. (Н. Уранов) Значение слов Астральный светАстральный свет
- это низшая часть Анима Мунди. Это Дух Земли или Душа, Психея... (Тайная Доктрина, т. I, с. 251)
Астральный свет или Анима Мунди, двойствен и двупол (двуначален). Идеальное, мужское начало является часто божественным и духовным, это есть Мудрость, это Дух или Пуруша: тогда как часть Женского Начала в одном смысле заражена материей и в действительности есть материя и потому является уже злом. Это есть жизненный принцип каждой живущей твари, который снабжает астральною душою человека, животных, птиц и все живущее. Животные имеют лишь латентный зародыш высочайшей бессмертной Души (Тайная Доктрина, т. I, с. 253). Астральный свет относится к Акаше и Анима Мунди так же, как Сатана к Божеству. Они едины, но видимы в двух аспектах, духовном и психическом, сверхэфирном, или являются связующим звеном между материей и чистым духом – и физическим (Тайная Доктрина, т. I, с. 254). Астрал - человеческое эмоциональное чувство. Физическое тело«Каждый из семи человеческих принципов имеет семь степеней» (Тайная Доктрина, т. I II, с. 547). «Все ступени посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненного преображения центров» (Письма Е.И.Рерих). «... основой основ организма физического являются нервные центры. Каждый нервный центр связан со своим астральным субстратом – центром астральным, который, в свою очередь, связан с центром ментальным, который, в свою очередь, связан с центром духовным. Все центры, в свою очередь, связаны с центрами Космоса» (Н. Уранов. Ф. 116). «Большинство думает, что трансмутация центров происходит на физическом плане, – это заблуждение. Нужно осветить такое сознание. Трансмутация центров Огнем есть соединение всех центров, как физических, так и духовных. Происходит одухотворение всего существа. В огненной трансмутации Огненный Мир выявляется особенно мощно, ибо во всем естестве происходит огненная гармонизация, приобретая все высшие напряжения» (Н. Уранов. Ф. 117). «Огненное крещение и огненная трансмутация центров и есть разрежение плотного тела» (Н. Уранов. Ф. 173). «Недуги человечества связаны с психическим состоянием. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир» (Н. Уранов. Ф. 177). «Умерший от утверждения несуществования жизни после смерти действительно представляет типичный пример, как самодействует психическая энергия. Он приказал себе не существовать и получил последствие своего приказа. Много таких случаев, но никто не обращает внимания на эти мощные примеры, явленные на всеобщее усмотрение» (Мир Огненный, ч. I, § 467). «Итак, главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти вместо того, чтобы воспитывать себя к жизни. Они достаточно слышали о том, что само понятие смерти попрано. Люди достаточно слышали о необходимости смены семи оболочек. Достаточно дано понять, что смены эти происходят при ближайшей работе Огня. <...> Нужно подготовить наше сознание к огнеприемлемости наших концентрированных тел. <...> Уже знаете, что принятие в сознание является и усвоением телесным. <...>» (Мир Огненный, ч. I, § 597). Состав человека сложен; он состоит из четырех основных принципов и из трех аспектов на Земле. Вечные основные принципы:
1. Атма или Джива, «Единая Жизнь», которая пронизывает Монадическое Трио (Один в трех и три в Одном).
2. Аурическая оболочка (так как нижний слой – субстарум) – аура, окружающая человека, есть распространенная по всей Вселенной первичная чистая Акаша, первое сгущение Дживы, нерушимого корня всего на ее безбрежном, беспредельном Пространстве. 3. Буддхи; ибо Буддхи есть луч Вселенской Духовной Души Алайи. 4. Манас (Высшее Эго): ибо он происходит от Махата, первого продукта или эманации Прадханы, которая потенциально содержит все гуны (атрибуты). Махат есть космический разум, называемый «великим принципом». Преходящие аспекты, Произведенные Этими Вечными Принципами:
1. Прана, дыхание жизни – то же самое, что Нефеш. После смерти живого существа прана снова становится Дживой.
2. Линга шарира, астральная форма, преходящая эманация аурического яйца. Эта форма предшествует образованию живого физического тела и после смерти льнет к нему и рассеивается только с исчезновением его последнего атома (за исключением скелета). 3. Низший Манас, животная душа, отражение или тень Буддхи-Манаса, обладающая потенциалом обоих, но, в большинстве случаев, поддающаяся своим связям с элементами Кама.
[1]
Субстанцией будем называть материю в каком-либо из ее тонких состояний.
[2] Сознание есть основная энергия, и психическая энергия есть ее высшее качество (Письма Е.И.Рерих, 24.06.1935 г.). «Каждая энергия имеет свое сознание». «Усовершенствование разума есть утончение и расширение сознания». «Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему» (Мир Огненный, ч. II, § 27). [3] «(...) Нисколько не удивляюсь непониманию «Мира Огненного» некоторой категорией интеллигентных лиц. Разве так называемая интеллигентность была когда-либо залогом истинного знания или накопления «чаши»? Интеллект не есть высший манас, Высший разум есть мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез. <...>» (Письма Е.И.Рерих, 24.06.1935 г.). [4] «Буддхи – Космическая любовь. Буддхи ассимилирует от Манаса лишь то, что относится к Беспредельности, это и будет «амрита» бессмертия» (Н. Уранов к § 55 Беспредельности). [5] Буддхи – очищенный интеллект (Рамакришна). [6] Автор – А. Бэк. [7] Махат – положительный аспект Акаши и является Манасом Космического тела. Махат по отношению к Акаше есть то же самое, что Манас по отношению к Буддхи (Т.Д., III, с. 546).
| ||||||||||||
|