Альфред Хейдок

 

Иерархия


Также признание Иерархии есть редкое качество.
«Агни-Йога», § 394.


Осознание Иерархии не есть формальная дисциплина,
это есть разумное сотрудничество.
«Агни-Йога», § 431.

Чему уподобляемо человечество: дико разрастающимся джунглям, тайге, где никакая организующая человеческая рука не направляет естественных процессов и все решают возникающие в них случайные соотношения сил, или же тщательно культивируемому саду, где все направляется заботливой рукой и Разумом, выработавшим План?

История в том виде, в каком она изложена в современных учебниках, несмотря на довольно убедительное объяснение социально-экономических факторов, вызвавших то или другое движение народов, не дает нам ответа на этот вопрос, ибо она не в состоянии объяснить: почему у этих народов иногда появлялись гениальные вожди, которые сумели зажечь дух народа и устремить его к новому достижению.

Мы не можем ограничиться древней формулой, что всем руководит Бог, что все совершается по Его воле, ибо формула эта, во-первых, прозвучит, как голословное утверждение и вдобавок вызовет у некоторой части человечества поползновение возложить вину за собственное плачевное положение на Господа. Эти люди даже пойдут на обвинение Бога в плохом руководстве, совершенно забывая, что они сами своими поступками привели в действие великий закон Кармы, закон причин и следствий, гласящий, что нет явления без причины, какова причина, таково и следствие и что, следовательно, виноваты они сами, и плачевные их обстоятельства суть плоды, посеянного ими самими. Во-вторых, ни одно понятие не толкуется так различно, как понятие о том, что такое Бог. Для дикаря – это обмазанный кровью и жиром идол, которого он бьет при неудачах на охоте и, наоборот, при удачах приносит ему жертвы; для значительной части человечества – это очень древний старец с белой бородой, восседающий на заоблачном троне, мстительный и требующий славословий... А для иных Он не имеет ни формы, ни образа, Он – дух, везде пребывающий...

Если Он вездесущий и всемогущий индивидуум или личность, существующая отдельно от мироздания, спросим мы, то как он может одновременно направлять действия каждого человека, не раздробившись при этом на столько же единиц, сколько и людей? И если мы признаем это раздробление, то уже не можем думать о Боге как об отдельном существе над мирозданием – Он всюду...

Если же Он не индивидуум, не человекоподобная личность, а Несказуемый Источник Всего сущего, духовная природа вещей, таинственная однородная субстанция[1] – не разум, а Отец Разума, не сила, а Отец силы, – то Он не принимает непосредственного участия в делах каждого человека, не управляет им, так же как родник, дающий начало великой реке, не управляет ее течением, но в то же время родник-источник незримо присутствует в могучей реке, и без него не было бы реки...

Несказуемый Источник, периодически бьющий в Беспредельности,[2] дает начало Вселенской Реке, разлившейся Млечными путями, каскадами переливающейся из Вечности в Вечность. ТО – Великое Движение, ТО - бесконечный поток, где Изначальная Несказуемая Однородная Субстанция переходит в столь же несказуемое многообразие, получает плотность и формы, инволюционирует и эволюционирует, и в ней возникают разумы. И за пройденными ступенями минерала, растения, животного и человека крылья Вечности несут человеческую особь через ступени сверхчеловека в ослепительное сияние божественности... Он уже Владыка Планет, пламенеющий Логос солнечных систем, звездных туманностей – Сотрудник Начал...

«Нет Бога, который раньше не был бы человеком», – гласит мудрость Востока. И нет конца восхождению, как не может быть конца совершенствованию – перед нами Беспредельность!..

Ныне представители человечества, прошедшие и закончившие свою человеческую эволюцию на теперь давно угасших на Вселенском просторе планетах, занимают божественные ступени во Вселенской Иерархии Света и сами являются Творцами новых небесных светил. Они пришли к этому путями самоотверженности и сострадания, победив в себе свою низшую природу, т. е. победив Дьявола.[3] В великом Служении они раскрыли свой божественный потенциал, заложенный во всем сущем и обрели мощь духа. Таким образом, те, кто когда-то, в своей детской стадии эволюции, возносили молитвы Творцу, сами стали объектами поклонения и молитв - стали Богами. И пройти их путями – удел земного человечества.

Мне кажется, кто-то прочитав эти строчки, в ужасе закроет руками лицо: они покажутся ему кощунственными...

Пожалеем такого: ведь ему с детства внушили, что он только «раб божий», а не Его сын; только червь, в прахе ползущий, а не потенциальный бог. И не такому Христос сказал: «... Вы есть боги».



… Важно понять закон Иерархии.
«Иерархия», § 66.

Управление человечеством (как и Вселенной) построено по иерархическому (ступенчатому) принципу, аналогично войску, где приказ главнокомандующего доходит до рядового, лишь пройдя ряд все снижающихся ступеней и трансформаций. (Трансформаций потому, что командиры боевых единиц, дивизий, полков, батальонов и т.д. будут приспосабливать и перерабатывать приказ в соответствии с условиями местности и прочими обстоятельствами: в результате этих трансформаций разные рядовые получат весьма отличающиеся один от другого приказы, и кто-то пойдет в атаку, а кто-то останется охранять полковое знамя).

Не правы заявляющие: «Мне не нужно посредников между мной и моим Богом...»

За исключением иерархического принципа, уподобление человечества войску неприменимо вследствие диаметрально противоположных отношений, существующих между солдатом и его иерархом-начальником, которому солдат обязан беспрекословно подчиняться под страхом наказания вплоть до расстрела. Человечество состоит из свободных людей, обладающих свободной волей, на которую не посягнет ни один Иерарх Света; нет принуждения в следовании Иерарху Света – нет и не может быть насилия на Его пути, а лишь ласковый зов и влечение магнита Красоты, духовности и любви. Сказано: «Иерархия не есть принуждение, она закон Мироздания. Не угроза, но сердечный зов и предупреждение и наставление ко Благу. Так признаем Иерархию Света» (Из книги «Иерархия»).

Свобода воли человека, свобода его выбора следования за добром или злом священны – это Космический закон. Всякая попытка кого-то затащить в Рай насильно, путем хотя бы малейшего принуждения, недопустима, ибо противоречит нацеленности Космических законов, устремляющих все сущее к единственному истинному счастью – к счастью Любви в самом высоком ее понимании. Ради любви возникли миры и пришло в движение Великое Колесо Жизни. Великое Единое стало Двумя, чтобы могла возникнуть Любовь. Чтобы возникла любовь, дитя, должно покинуть чрево матери – только так оно найдет свою мать, и мать найдет свое дитя, и между ними вспыхнет любовь, которая не сможет проявиться, пока оба будут одно тело. И не может заводная кукла заменить матери ее дитя, хотя бы кукла и произносила нежнейшие слова... Здесь ответ тем, кто обвиняет Бога, что Он не создал совершенных, ангелоподобных людей. Не играет Творец куклами и не нужны Владыке заводные игрушки. На зов любви ждет Он ответа от свободных своих детей... Великое Единое стало множеством, рассыпалось миллиардами миров, зажглось миллионами Солнц, чтобы Вселенная залилась счастьем любви. И во имя любви и сострадания Великие Иерархи пришли на нашу Землю на заре человечества, чтобы руководить им, слабым и неразумным, только что вышедшим из детских пеленок.

Великие Иерархи Света, достигшие ступеней, обеспечивающих Им пребывание в великой красоте и гармонии иных миров, отказываются от заслуженного счастья и снова и снова облекаются в тяжкую плоть, принимая воплощения на Земле, чтобы принести человечеству скрижали Новейшего Завета, учить, звать и показывать путь к Свету и – быть осмеянными, быть гонимыми, быть распятыми... Они пришли и идут Путем Великой Жертвы. Запомним: «... следует помыслить, что слава дел не ваша, но Иерархии Света. Затем можно восхититься беспредельностью Иерархии и укрепиться подвигом, нужным всем мирам» («Мир Огненный», ч. 2, § 22).

Поэтому: «Потрудимся для Света и Иерархии».

г. Балхаш,
60-е годы.
Примечания
[1] Именно – однородная субстанция, в которой не может быть никой сложности, ибо сложное состоит из частей и, допуская сложность, нам пришлось бы допустить, что эти части существовали раньше самого Бога. Определение это принадлежит Оригену, одному из отцов Христианской церкви.
[2] Подразумеваются периоды космической активности и бездеятельности - Манвантары и Пралайи.
[3] «Творческое одоление Хаоса или «Дракона» – постоянный подвиг» («Иерархия», § 168).