Альфред Хейдок |
||||||||||||
Подвиг
Очень ценны... размышления на темы Учения. Хорошо бы взять темы «Простота» и «Подвиг». Эти два понятия в Учении особенно подчеркиваются.
Письма Е.И.Рерих,
26 апреля 1934 г. Мы произносим это знаменательное слово – Подвиг[1] и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово Подвижник, ибо без одного нет и другого. Что такое Подвиг? Каким должен быть Подвижник? В ответ на это в нашем сознании, может быть, молниеносными видениями промелькнут – Александр Матросов, бросивший свое животрепещущее тело, как заслонку, на изрыгающую огонь амбразуру пулеметного гнезда... Пройдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя, чтобы превратиться в легенду в веках... Упадет у заснеженной ели зарубленный саблями Иван Сусанин... Закачается летом высокая трава, а зимой засеребрится снег на холмиках братских могил, где похоронены безвестные теперь подвижники – защитники Родины... Да разве они подвижники? Было время, когда понятие подвига и подвижника ассоциировалось с тихой монашеской келью, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения; представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой... Да, разные бывают подвиги и подвижники – и по своей внешности, и по обстоятельствам. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта – самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы подвижником человека, храбро заглянувшего в глаза смерти ради личной выгоды? Иначе многие преступники стали бы применять к себе это высокое звание. Но самоотверженность может быть выявлена не только принятием смерти, в более или менее кратковременном деянии, она может выразиться и в продолжительной деятельности на Общее благо –деятельности, иногда охватывающей всю жизнь, как это было у четы Рерихов, супругов Кюри, Маркса, Ленина и других. И остается под вопросом, что выше – умереть за человечество или же всю жизнь служить человечеству? Новый век приносит нам и новый тип подвижников. Тип, требуемый нашей эпохой, – это подвижник-строитель новой, более счастливой жизни. Он не прячется от жизни за монастырскими стенами. Нет. Он любит жизнь и стремится быть в самом водовороте ее, в самом кипении. Он весь в действии и, прежде всего, он творец и творчество его удел, будь то творчество новых технических методов, будь то любая из областей науки, искусства и социального устройства, будь то творчество добрых отношений между людьми и помощь в любой форме тому, кто в ней нуждается. Чуткие и бережные к боли другого рыцари мечты о Всеобщем благе часто проходят жизнь неузнанными – в спецовке рабочего, в мундире воина, в костюме служащего. Для того, чтобы иметь ясное представление о том, каков подвижник нашего времени и что от него требуется, надо иметь ясное представление о содержании подвига современности. Для этого вновь обращаюсь к книге Александра Клизовского «Основы Миропонимания Новой эпохи». Делаю это потому, что упомянутый автор писал свою книгу под наблюдением Е.И.Рерих, которая при надобности вносила свои поправки. Кроме того, этот труд в последнее время стал библиографической редкостью, недоступной массовому читателю. Считаю, что последнее обстоятельство оправдает обширную цитату. «Постоянный труд как молитва есть подвиг, но подвиг, как говорит Учение, есть самое практичное действие, ибо лишь совершая подвиг, лишенный эгоистических стремлений и личных исканий, мы растем гигантам подобно, лишь таким подвигом движемся вперед и совершенствуемся. Все подвижники, все святые брали на себя какой-нибудь лишенный личных исканий трудовой подвиг и совершенным исполнением его достигали и совершенства, и святости. Учение говорит: «Подвиг не есть отказ, но есть мщение и движение. Искания, лишенные личного начала, называются подвигом. Подвиг есть осознание необходимости. Учитель смелость называет подвигом». Таким образом, подвижником, в современном значении этого слова, будет всякий, осознавший необходимость эволюционного движения, обладающий смелостью, чтобы отказаться от ветхих предрассудков и устарелых понятий, и в своих исканиях не преследующий никаких личных выгод, он будет совершать необходимый в наше время подвиг. Всякое время требует своих подвигов. Учитель говорит: «Разве далек подвиг?» Не надо диких зверей, не надо суда и войн, подвиг близок. В наше время не нужны дикие звери, которые растерзывали христиан на аренах римских цирков в первые века христианства, не нужны суды и пытки, которыми пытали во времена «святой инквизиции», не нужны войны, где жизнь каждого честного воина есть подвиг, но нужно нечто другое. В наше время подвиг близок каждому из нас и должен войти в нашу жизнь каждого дня как сознательное и непреложное стремление к эволюции. Помогая Эволюции, помогая плану Владык, помогая Учителю строить Новую Страну, мы тем самым совершаем наибольший подвиг, какой мы в это переходное время можем совершить и какой от нас может ожидаться. В таком подвиге будет молитва наша, и такой подвиг дает нам высокое и почетное звание помощников и сотрудников Светлых Сил. Подвиг нужен, первым делом, каждому из нас, ибо, «являя лик подвига, растете гигантам подобно», – сказано в Учении. Во вторых, подвиг необходим, чтобы продвинуть вперед всех малых, слабых, стоящих на низкой ступени развития. «Гордость духа есть ступень к подвигу» - сказано еще. Не та низшая гордость, которая заставляет относиться свысока и с пренебрежением к стоящему ниже, но возвышающая и положительная гордость – гордость духа высокоразвитой сущности, которая из чувства сострадания к неразвитому человеку берет на себя труд и подвиг поднять его до своего уровня. В наше время тусклая, бессознательная жизнь обывателя, который не предпринимал ничего ни для собственного совершенствования, ни для совершенствования жизни, возлагая все свои упования на Бога, Который должен был о нем заботиться, кончилась. Началась заря подвига, как говорит Учение. Каждый может стать подвижником, для чего нужно лишь сознательно принять участие в строительстве новой жизни. «Предпочтителен подвиг, выросший сознательно. Подвиг, выросший из непреложности, сияет как солнце дающее. Пока дух стремится к подвигу, значит он жизнеспособен. Мы не очень верим подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества» – так говорит о подвиге Учение. Подвиг дает удачу жизни, ибо неудача есть результат неправильно взятого направления. «Удача жизни укрепляется лишь электричеством молитвы подвига», – говорится в Учении. Человек, сознательно взявший на себя исполнение какого-нибудь имеющего эволюционное значение задания, что по условиям требований переходной эпохи квалифицируется как подвиг, привлекает на свою сторону все космические силы. Все они становятся его сотрудниками и помощниками, и неудач в его начинаниях не может быть. Грядущий Учитель про таких говорит: «Искатели подвига, сохраню вас на гребне волны и поставлю над пропастью, как на башне неприступной». Обещание утешительное и многозначительное. Понятие подвига вообще не чуждо человечеству. Всегда были на разных путях жизненного поприща разного значения подвижники, но подвиг как молитва редко когда и кем был понимаем правильно. Исполнение и проведение в жизнь подвига требует известной духовной зрелости, ибо когда желанием подвига воодушевлен человек малоразвитый и некультурный, то вместо подвига он часто совершает преступления, которое людьми такого же развития рассматривается как подвиг. К числу таких мнимых подвижников можно отнести террористов, жертвующих своею жизнью ради убийства неугодных им высоких носителей власти. Многие не освободились от неправильной оценки подобных «подвигов» и по сей день. Живая Этика дает меру для правильной оценки поступков, именуемых подвигами. «Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то и сущность их хороша. Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша». Апостол Павел сравнивает Создателя Вселенной с горшечником, который из одной и той же глины лепит посуду, как для высокого, так и для низкого употребления. Конечно, не все люди предназначаются для исполнения высоких ролей, не все могут быть вождями и руководителями других. Нужны люди и для черной работы, и в таком большом деле, как жизнь, и «глупость квартиру найдет, но не в верхнем этаже», – сказано про таких подвижников в Учении Живой Этики. Таких подвижников, совершающих подобные «подвиги», можно лишь пожалеть. Они стоят на столь низкой ступени развития, что годятся лишь для черной работы. Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Лишь такой гигант духа, каким был Христос, мог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих распинателей и мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить! Но Его страдания с Его смертью на кресте не кончились. Он ведет своих последователей дальше и страдает теперь от их неразумения, ибо исказив Его заветы и извратив Его учение, они причиняют Ему не меньшую муку, чем Его преследователи и гонители. Так Он будет страдать до тех пор, пока все Его последователи не достигнут, как говорит апостол Павел, «полного возраста Христа», пока все они не будут подняты Им до Его уровня. Такие, продолжающиеся многие века подвиги берут на себя, для нашего спасения, наши Высокие Водители и Руководители» (А. Клизовский. «Основы Миропонимания Новой Эпохи», т. 2. гл. 5, «О молитве и подвиге»). Но самые ценные определения понятию подвиг, я считаю, дала величайшая Подвижница нашего времени – Елена Ивановна Рерих. «... Слово «подвиг» так прекрасно! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но и сознания народа и страны. Именно сейчас время призывать к подвигу. Все страны, весь мир вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как-то уляжется. Нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Все страны проходят великий экзамен, многие ли выдержат его. Карта будущего уже сложилась в Тонких мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены. Итак, вдохновитесь и пишите зажигательные статьи в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг! Как сказано в Учении, там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Завет Величайшего Духа, покидавшего нашу планету, своим оставшимся Братьям был – «Творите героев!» Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев». «... Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие и несение подвига в жизнь. Именно над этим понятием несения подвига как непременным условием следует очень задуматься. Но большинство даже не задается мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым учеником и какие качества закрывают перед ним эту возможность?» 11 августа 1934 г. «... Да, путь несения света всегда был и есть путь подвига, потому он так и прекрасен. Нет в нем самости, нет и страха, но лишь высокая радость служения великому». 14 января 1937 г. «... Работайте на объединение сотрудников. Нам дан Завет – Единение, Мужество и Подвиг – этими огненными качествами строится Новый мир и зарабатывается право на вход в Твердыню Великого Знания». 19 ноября 1937 г. «... Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными, парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало». 5 июля 1938 г. «... Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою. Мы знаем многих подвижниц, и они тем более велики, что лишь в редчайших случаях люди скажут о них доброе слово. Люди всегда верны себе и даже в оценке подвига они отдадут предпочтение блеску и шумихе. Потому, избрав путь семейной жизни, примите его с легким сердцем, и многое облегчится...» 1 февраля 1939 г. «Слова подвиг почему-то иногда боятся и иногда избегают. «Подвиг не для современной жизни», – так говорят боязливые и колеблющиеся, но подвиг добра во всем всеоружии заповедан во всех веках. Не может быть такого века, такого года и даже такого часа, в течение которого подвиг не мог бы быть уместен. Добротворчество настолько необозримо, что во всех видах своих может быть выполняемо ежечасно. В своем неукротимом течении это благотворчество заполнит все время, воспламенит все помыслы, избавит от утомления. Заметив темные пятна, вы всегда будете знать, что «и это пройдет». Чем сильнее будет водворено в сердце добротворчество, тем легче скажется мудрый завет о всякой тьме: «и это пройдет». Н.К.Рерих, 10 июня 1935 г. Гимн такого подвижника являет собою Николай Константинович Рерих. О нем Елена Ивановна говорит: «Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко, когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться – красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его». 10 мая 1933 г. «Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте, и проводит Н. К. Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого служения человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Терпимость великая – природа его, и как магнит притягивает она самых различных людей и группирует их вокруг имени его. Мудрость Учителя есть мудрость его. Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и так преуспевать в порученных ему делах при таких чудовищных препятствиях, которые воздвигаются темными при конце Кали Юги, во время грозно свирепствующего Армагеддона?» 17 февраля 1934 г. Подвижник нужен, даже более – крайне необходим для жизни, «как маяк света в опасном проливе». Он – двигатель истинной культуры, живой зовущий пример, воочию убеждающий, что пороки победимы; что праведная жизнь не есть удел каких-то небожителей, а вполне осуществима здесь, в окружающих нас обстоятельствах; что подвиг очищения, другими словами – самоусовершенствования – влечет за собой раскрытие в подвижнике новых сил... И, наконец, подвижник больше всего нужен ради его огромного оздоровляющего воздействия на все окружающее, воздействия, иногда распространяющегося на целую страну, как это было в случае Святого Сергия Радонежского, воодушевившего русский народ и поднявшего его на борьбу и победу над татарами. Недаром обитатели Индии по сей день радуются, когда поблизости их селений избрал себе приют настоящий подвижник. «Его присутствие сохранит наши поля от неурожая и нас самих от эпидемий», – говорят они. Приведем слова Е.И.Рерих в подтверждение сказанному: «Так, в Индии очень сильно поверие, что селение, вблизи которого поселился садху, будет ограждено от эпидемий, землетрясений, наводнений и прочих бедствий. Так оно на самом деле и есть. Если такой садху действительно святой жизни отшельник, он своей аурой подымает окружающие вибрации и приводит их в гармоническое состояние, недопускающее вторжения хаоса...» 25 июня 1936 г. «Без праведника несть граду стояния», – гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая благость, незримо исходящую от подвижника. И в годы смятения, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства и миллионы трупов покрыли поля, когда перед человечеством встала[2] угроза полного уничтожения ядерными взрывами – в эти нами переживаемые годы переходного периода из Века Мрака в Век Светлый – подвижники нужны, как никогда.
г. Балхаш - г. Змеиногорск,
12 июня 1989 г.
[1]
Подвиг. Героический, самоотверженный поступок. – Ожегов С.И. Словарь русского языка.
[2] «Действительно, если когда-то в древности убийства исчислялись тысячами, но в наше «просвещенное» время число убийств превышает многие миллионы», – писал академик Рерих в 1939 году. См. «Твердыня пламенная».
| ||||||||||||
|