Альфред Хейдок

 

Мышление. Труд


Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Н.К.Рерих 

Многие, услышав о существовании Шамбалы и Великих Учителях человечества, загорались желанием проникнуть туда и установить контакты с Ее Обитателями.

Одни для этого готовы пуститься в путь в Гималаи и приступить к розыскам священной Обители; другие же, учитывая трудности таких розысков и малые шансы на успех, думают приблизиться к цели путем изучения магии и ее применения. И те, и другие ошибаются. Путь приближения к Великим Учителям Шамбалы лежит в мышлении и труде.[1]

Это значит, что можно не покидать места своего нынешнего пребывания и все же приближаться к заветной цели. Но, указав местонахождение Пути, следует сказать и о том, в чем заключается сам Путь, какое именно мышление и какой труд имеются в виду.

Первым требованием будет МЫШЛЕНИЕ, свободное от предрассудков,[2] предвзятых мнений, дот и фанатизма, всякого рода сектантства; оно должно быть высоконравственным и устремленным к познанию Истины, что включает в себя познание самого себя, своих скрытых возможностей. Так как такое устремление может быть успешным лишь тогда, когда человеку не мешают страсти, злоба, жадность, ненависть, раздражение[3] и другие человеческие пороки, то выработка нужного мышления включает в себя упорную борьбу с перечисленными недостатками.

Но так как каждому действию предшествует мысль, без которой оно не может совершиться, то эта борьба совершается главным образом в плане мысли. Например, человека, вкусившего разврат, преследуют похотливые картины и будоражат его воображение.[4] Он должен вступить в борьбу и очистить свое мышление от них.

«Итак, чистое мышление тоже не есть лишь нравственное понятие, но реальное умножение силы». Так же он должен поступать с мыслеобразами других пороков. Это значит, что человек должен очистить свое мышление от всего, привязывающего его к низшей, животной стороне натуры и стараться думать о высоких благородных чувствах, о высоких силах и о своем высоком назначении в мироздании. Сказано: «Самоотвержение есть крылья к Братству»; («Надземное», § 210), т. е. к Братству Великих Учителей Шамбалы.[5]

Именно не эгоистическое, а полное самоотвержения устремление служить Общему Благу и есть то мышление, которое ведет к прекрасной цели. Путь этот изложен в серии Книг Живой Этики, являющихся руководством и новым откровением для человечества, которое сейчас вступает в эру построения. И еще: «... Утверждайте, сейте благие мысли, пользуйтесь каждою вестью из Высших областей знания и творчества для широкого оповещения, поймите всю великую мастерскую создания Новой ступени мира, эпохи Нового утончения сознания, небывалых открытий и широкого сотрудничества на основе Культуры!» (Е.И.Рерих, Письма, 21.08.31 г).

Теперь обратимся к ТРУДУ, через который возможно приближение к Великим Учителям. Здесь имеется в виду не какой-то особенный, отдельный вид труда, но каждый созидательный труд, при одном непременном условии: в него должно быть внесено высшее качество. Это значит, что каждый труд нужно выполнить по возможности лучше, вкладывая в него все свое умение. Именно это условие мог иметь в виду Н.К.Рерих, когда говорил нам: «И полы могут быть вымыты прекрасно». Только на таком труде развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность, изобретательность и прочие творческие способности человека.

Задача человека заключается в его самоусовершенствовании и совершенствовании, которое является труднейшим подвигом и доступно лишь путем труда. «Труд служит лучшим очистителем от всяких мерзостей» («Мир Огненный», ч. 1, § 290).

Труд как умственный, так и физический является космическим фактором. Он творит эволюцию. Труд – величайшая необходимость и панацея от многих болезней. «Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда» («Надземное», § 438).

«Простая истина, что труд есть молитва, не всегда доступна людям, потому можно совершать доброе дело, твердя эту истину» («Надземное», § 440). Идеалом такого труда будет непривязанность к его результатам, плодам, он должен быть посвящен Общему Благу. Подчеркнем, – на пути следования Учению Живой Этики, главным условием остается высокая нравственность.[6] И это так понятно: лишь высоконравственному человеку могут быть доверены высокие силы, ибо он их применит только на благо.

«Человеку, идущему Путем Агни-Йоги, не нужны искусственные вызывания и другие приемы магии,[7] он идет путем естественного раскрытия сокровенных сил своего космического потенциала. Ведь Утончение – рост сознания познающего Учение приводит к раскрытию центров» (Н. Уранов). Но «изгнание магии не значит пресечение проявлений Тонкого Мира... Изучать и познавать чудесные подходы к Миру Тонкому и Огненному не будет магией» («Мир Огненный», ч. 2, §251).

«Считающий себя обреченным на вечный труд духовно преграждает себе путь к БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ» («Беспредельность», § 61).

Многие люди считают труд проклятием, а возможность не трудиться ­счастьем. Какое пагубное извращение! Труд есть закон Космоса, ибо путь труда есть путь совершенствования. Все достижения приходят через труд. Все духовные и материальные блага созданы трудом. Никто не может существовать без труда. Если человек существует без труда, это значит, что он существует за счет труда других; это значит, что он является паразитом. Заставляя других трудиться на себя, он становится эксплуататором; ему обеспечена карма рабства. Есть труд любимый, труд необходимый и труд ненавистный. Есть труд полезный и бесполезный, бессмысленный «сизифов труд». Всякая деятельность есть труд. Даже война и любовь являются трудом. Есть труд, носящий в себе элементы труда любимого, необходимого, ненавистного, бессмысленного, полезного и вредного; то есть человек может быть производителем разнохарактерных чувств. Труд в одиночестве и труд совместный, сотрудничество. Путь к Братству (высшей форме единения) лежит через совместный труд. Группа людей, объединяющихся для совместного организованного целеустремленного труда, является общиной. В зависимости от характера и целей труда общины могут носить разный характер, но смысл их всех будет един. Космос есть наивеличайшая Община, почему и сказано: «После общин – к дальним мирам». Труд есть жизнь в ее самой естественной форме. Если правильный труд ведет к совершенствованию, то и сам труд постоянно нуждается в совершенствовании. Все чувства и весь разум участвует в труде, и, совершенствуясь в нем, растет Дух.

Все плоды труда обречены. Лучшие здания рассыплются в прах, лучшие песни замолкнут в веках, но опыт, знания, чувства, накопленные трудом и во время труда, остаются навсегда и составляют вечное достояние Космоса.

Путь ученичества Агни-Йоги есть так же, как и все пути, путь труда. Только напряженный труд приносит ощутимые результаты. Труд ученика должен планироваться; план должен быть и непреложен и подвижен. Ученик находится в труде постоянно. Он отдыхает, перенося напряжение с одного уставшего центра на другой. Для него отдых заключается в перемене работы центров. Ученик постоянно заботится о росте качества труда, ибо качественный труд дает наибольшие накопления и наибольшие достижения. Экономия сил и времени становится задачей первейшей важности.

Отношение к труду играет огромную роль. Любой труд, даже самый проклятый, есть возможность, а, следовательно, и благо.

Бессмертие означает вечный труд. Если кто-то считает себя обреченным на такое страшное несчастье, как вечный труд, то такое отношение к труду преграждает ученику путь к Беспредельности, к слиянию со своим и вселенским высшим началом, к приобретению неограниченных творческих сил, к творчеству космическому.

Любимый труд есть величайшее счастье. Но прежде чем обрести такое счастье, необходимо, естественно, полюбить труд, понять все его значение, Но чтобы полюбить что-то, необходимо прежде всего осознать красоту этого. Как заставить кого-то что-то полюбить? Нужно раскрыть ему красоту, и красота зародит любовь или притяжение.

Именно в труде решение всех проблем. Труд побеждает все стихии и приносит все достижения. Хочешь преуспеть – иди путем труда, и нет другого пути. Все преступники – это нежелающие трудиться. Все наркоманы – это люди, отвергшие радость труда. Конечно, труд может быть и малопродуктивным, и бесполезным и даже разрушительным. Понявшие необходимость труда должны устремиться к качеству. От труда некачественного не останется ни труженику, ни людям. Хотя порожденные качественным трудом предметы тоже распылятся в пыль, но способности духа нарастут, превратятся в растущий талант и останутся с духом навсегда. Конечно, вещи высокого качества и живут дольше. Великие народы исчезают, но их произведения труда и искусства кочуют от народа к народу и существуют на протяжении веков.

И еще запомните, что труд – это вся жизнь. Нет ничего, что нельзя было бы оторвать от понятия труд. Писание письма, прочтение книги, поездка по неотложной надобности, построение семьи, чистка одежды, забивание гвоздей – все, решительно все продвигающее и устремляющее жизнь, есть труд, нуждающийся в качестве, иначе говоря – в усовершенствовании; все требует предварительного обдумывания, планирования, все должно быть выполнено наилучшим образом.

Если эту идею провести в жизнь, последует рост за счет умножения накоплений. Ужасны неподвижность и лень – эти непримиримые враги труда и совершенствования.

«Напряженный, созидательный, ритмический (постоянный) труд соответствует принципу космической жизни. Жизнь, проведенная в таком труде, являет пример лучшего понимания жизни. Пример такой жизни и являет монада Шестой Расы.

Но только лишь наша свободная воля может утвердить выбор: или праздник вечного труда, или возвращение в хаос. Был долог путь из хаоса к порогу Беспредельности, и долгим будет путь возвращения туда, путь нарастающего разложения. Разложение есть разрушение: разрушение причиняет страдание. Кто предпочитает путь нарастающего страдания пути вечно нарастающей радости? Где можно найти такого безумца? Но их миллионы! Толпы их стремятся, давя друг друга, в страшные врата смерти, гонимые бичом иллюзии, заключенной в лживой формуле невежества: «Живем однова». И спешат толпы испить блаженство мига и падают в объятия страданий. Только полюбивший вечный труд войдет в соприкосновение с Творческой Энергией Матери Мира, потому что любовь достигается любовью...»

г. Синегорье,
28 июля 1984 г.
Примечания
[1] «Путь к Братству – в мышлении и труде» («Братство», § 85).
[2] «Поистине, религиозный предрассудок самая горшая вульгарность» («Озарение», § 60).
[3] «Ведь раздражение и есть черный огонь, столь излюбленный темными» (Письма Е.И.Рерих 29.12.32 г.).
[4] «Нужно помнить всегда об опасности распущенности» («М. О.» ч. 1, § 421).
[5] «Шамбала есть место высшей духовной напряженности на Земле. Отсюда исходит Зов на битву и строительство» – Н. Уранов.
[6] «... Первый признак смерти народа – всегда безнравственность», – говорит Вивекананда («Джнана Йога», стр. 162, «Амрита», Магнитогорск, 1992.).
[7] «Избегайте всякой магии и псевдооккультизма!» (Письма Е.И.Рерих, 28.03.31 г.).