Альфред Хейдок

 

Бог


Единый судья ваш дух – в нем Бог.
«Л. С. М.», 65.

Понятие Бог – наитруднейшее. Но малоразвитому сознанию оно кажется простым и ясным: в его представлении Бог – человекообразное существо, всемогущее, произвольно совершающее все, что ему угодно, требующее поклонения и славословия и грозно карающее непослушных.

В слове Бог слиты два, резко отличающиеся друг от друга, понятия: одно – Бог как Источник Вселенной; другое – Бог как активный Творец, Созидатель.

В первом понятии, т.е. в понимании Бога как Источника Вселенной, Он есть сама Беспредельность, Абсолют европейской философии: Парабраман индусов, Эйн-Соф еврейской религиозной философии, который одновременно есть абсолютное Бытие и Небытие. Он – вечная тайна, которую надо постигать, но она непостижима. Это не дух и не материя, а полное ЕДИНСТВО, где дух и материя слиты воедино. Об этом хорошо сказал один из светочей христианской церкви – Ориген. По его мысли, Бога следует понимать, как некое вещество, как тонкую ОДНОРОДНУЮ субстанцию, в которой не может быть никакой сложности, ибо сложное не может быть Первоисточником по той причине, что части его должны были бы существовать еще раньше.

«Бог есть ОГОНЬ поядающий» – говорит Библия, что равносильно утверждению, что Бог есть ЕДИНСТВО, ибо через сжигание вещей в огне все материальное теряет свои формы и свойства и приходит в некое единство.

«Бога никто никогда не видал» – свидетельствует апостол Павел в одном из своих посланий, подразумевая Бога – Источника Вселенной, который не может быть личностью в земном понимании, не может иметь формы и заполняет своей незримой субстанцией пространство Вселенной, полностью оправдывая приписываемую Ему ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ, а вернее – Он есть само Пространство, все вмещающее в Себя, а Само ни во что невмещающееся - это ТО, откуда все приходит и куда все возвращается.

Обратимся теперь к другому понятию – к Богу Творцу-Созидателю. Для лучшего понимания допустим, что во всем вселенском пространстве когда-то был такой момент, когда не было ни планет, ни солнц, ни галактик – все материальное растворилось на атомы, а атомы – в первоначальную субстанцию, в полное единство – Абсолют, в Абсолютное Бытие, которое одновременно есть и Небытие.

Нижеприведенная схема возникновения Вселенной из состояния Абсолюта, из непроявленного в проявленное есть попытка человеческого интеллекта схематизировать величайшую тайну, схематизировать непостижимое, облечь его в доступное интеллекту понимание. Глубоки и малопонятны термины, употребленные в этой схеме.

Что есть Абсолют? Каким представлять Его нашему умозрению? Сказано в «Тайной Доктрине»: «Абсолютное сознание вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание – все три вещи в Нем, и все три едины».

Эту цитату можно взять как отправную точку для размышлений об Абсолюте. Можно назвать результат деления Абсолюта на мужское и женское начало (на дух и материю) – Первым Логосом (Богом-Творцом). Можно назвать порождение при этом разделении – Притяжение или Любовь - Вторым Логосом (не индивидуальность). Порождение Любви, давшее Жизнь, Сознание и Разум, можно назвать Третьим Логосом, ибо Космический Разум есть Строитель Вселенной.

Высочайшие истины не могут быть вложены в сознание людей – их нужно постигать в меру своих сил и возможностей: к ним даются только ключи. Таким первоначальным ключом для дальнейшей самостоятельной работы предназначается данный очерк.

Когда по вечному Закону, находящему свое выражение в вечном Движении, настает час проявления Новой Вселенной, – в Абсолюте происходит разделение на дух и материю или на мужское и женское Начала. Единое делится на два. Не забудем, что до разделения То, что составляло Абсолют, находилось в состоянии высочайшего блаженства, вседовольства, чем и объясняется неподвижность Абсолюта, отсутствие в Нем желаний.

Теперь – что происходит при разделении Абсолюта на мужское и женское Начала?

Блаженство во слиянности нарушается – даже совсем теряется! Поэтому между разделенными частями моментально возникает стремление к воссоединению: чтобы возвратить утраченное блаженство, иными словами, между ними рождается Любовь, которая есть ПРИТЯЖЕНИЕ.

Таким образом, из единицы Абсолюта рождается первая троица: Абсолют - Отец, Мужское начало; Женское начало; и их Сын, их порождение - Любовь. Так рождается первый треугольник, весьма изобразительный символ, где вершиною треугольника будет Абсолют (он же ­Беспредельность, Парабраман, Эйн-Соф, Бог в его смысле как источника Вселенной). Синонимами последнего являются: Святой Дух христиан, Мулапракрити индусов, Материя Матрикс (а иногда Материя Люцида) Агни Йоги. Разделившийся на два поля или поляризованный Абсолют есть то, что можно назвать Первым Логосом, ибо (греческое – Бог-Творец) Он породил Любовь-Притяжение. Он – Андрогин, т.е. двупол и заставляет разъединенные полюсы снова сливаться, но это слияние может быть лишь очень кратковременным, так как разъединяющая сила, действующая на всю Манвантару (Манвантара – период активного состояния Вселенной), снова их разъединяет.

Но это краткое соединение Мужского и Женского Начала дает рождение Сыну: в данном случае этим сыном является ЖИЗНЬ.

Но что такое жизнь? (Каковы ее параметры? выражаясь современной терминологией). Без ощущений, без чувствований жизнь не жизнь. Но для того, чтобы чувствовать нужно СОЗНАНИЕ. Значит, вместе с Жизнью рождаются Сознание и чувствование. А каким могло быть это первое чувство, пробудившейся к жизни Материи? Этим первым чувством была РАДОСТЬ БЫТИЯ – утверждает Учение Агни Йоги. Это второй треугольник: ЖИЗНЬ, СОЗНАНИЕ, ЧУВСТВО РАДОСТИ БЫТИЯ.

Из Сознания и Радости Бытия рождается Желание продолжения радости, т.е. ЖАЖДА БЫТИЯ – вершина третьего треугольника. Жажда Бытия порождает мышление, в результате которого рождается РАЗУМ. Так рождается третий треугольник: ЖЕЛАНИЕ или ЖАЖДА БЫТИЯ, МЫШЛЕНИЕ и РАЗУМ.

Три треугольника в логической последовательности возникли один из другого. Таков должен быть ход дифференциации Абсолюта в материю различной тонкости, ее уплотнения, путем бесчетных дифференциаций до состояния грубой плотности ныне окружающего нас видимого мира.

Материя есть кристаллизованный дух. Образовавшийся в третьем треугольнике Разум, т. е. КОСМИЧЕСКИЙ РАЗУМ, далее берет дальнейший процесс творения в свои руки и направляет его по своему космическому разумению. Этот разум фокусируется в виде сознания отдельных индивидуумов, которые и являются изначальными творцами Вселенной. По данным Сокровенной философии их шестеро, а седьмой – их синтез.

Трое Логосов-Творцов. Мы уже назвали Первого Логоса, породившего Любовь-Притяжение.

Любовь – это Второй Логос-Творец, но Он – не индивидуум, а ЭНЕРГИЯ, заставляющая пассивные Начала творить и распространять жизнь во Вселенной.

Притяжение – это сила всех сил и начало всякого движения, ибо все двигается по притяжению. Камень падает на землю по притяжению к центру планеты. Реки текут по тому же притяжению. Электричество – от одного полюса к другому. Часть влечется к целому и т.д.

«Все в мире зависит от Любви (Начал) и держится любовью».

Второй Логос, Кама – Бог Любви – единый двигатель всякого, как Космического, так и человеческого творчества. Но это двигатель, которым должен управлять Разум, ибо он также может быть направлен на разрушение. Разум – в данном случае Космический Разум – это Третий Логос, это разумные Строители, Созидатели Вселенной, это ИЕРАРХИЯ СВЕТА, в которой сфокусирован весь опыт прежних существований Вселенной и представители которой правят планетами, солнечными системами и галактиками. Какие человеческие титулы мы можем присваивать этим Правителям? Человеческий язык, несмотря на свое многообразие, оказывается иногда весьма бедным. Присвоим высшее из имеющихся у нас определительных – Они БОГИ. Их много – миллиарды, ибо бессчетны космические образования, и каждое имело своего Творца.

Иногда слово Логос выражает понятие собирательное, т.е. Божественную Индивидуальность вместе с подчиненными ему силами, сонмом помощников. В христианстве эти понятия отражены в сонме Ангелов.

Есть Логосы Планетные, есть Логосы Солнечных Систем, есть Логосы Галактические, есть Логосы Звездных Систем, есть Логос Всекосмический.

И еще есть один Бог, личный Бог, которого каждый человек носит в себе. Это его Высшее Я, которое говорит человеку голосом совести.

Кто или что это, чей мощный голос в угрызениях совести лишает человека сна, заставляет корчиться в нравственных муках, а иногда доводит и до самоубийства? Это голос Беспредельности или невыразимого и непостижимого Бога, Беспредельности, которая есть Источник его жизни, а вернее – Луч Беспредельности, гарантирующей человеческому сознанию (или душе) бессмертие, если это сознание или душа сама не отворачивается от Него действиями, направленными против эволюции, т.е. служением Злу.

Бог в человеке – это индивидуализированный Луч Беспредельности, носящий в себе весь потенциал ее. Задача человека – раскрыть путем эволюции этот потенциал, т. е. становиться все более и более божественным.

Луч Беспредельности в человеке – это его Высший Принцип, т. е. Высшее Начало. Для того, чтобы индивидуализированный Высший Принцип, проснувшийся из Небытия Абсолютного пассивного состояния, наполнившийся жаждой Бытия, мог эволюционировать – ему необходимо противодействие. (Помните формулу: действие равно противодействию). Такое противодействие эволюционным устремлениям оказывают в человеке его низшие принципы, т.е. телесные страсть, лень, жадность, зависть, корыстолюбие и прочие отрицательные свойства, которые и представляют в совокупности то, что есть дьявол в человеке. Таким образом, душа человека, которая есть сознание, одновременно вмещает в себя и Бога и Дьявола в постоянной борьбе.

Бог, т.е. Высшее Я, постоянно зовет нас к творчеству, труду, к созиданию прекрасного, к самоотверженной любви, к постоянному самоусовершенствованию и совершенствованию окружающего нас, ибо таков эволюционный путь, тогда как Дьявол, в лице наших низших принципов, зовет нас к обратному, т.е. к самоуслаждению, себеслужению, бездействию, возвеличиванию себя за счет других и, в конечном счете, – к разрушению и безобразию.

Быть Богом-Строителем может лишь такая индивидуальность, которая обладает необходимыми для строительства знаниями и опытом. Как знание, так и опыт могут приобретаться лишь в труде, в данном случае – в труде эволюционного восхождения, в котором нынешний человек проходил стадии и минерала, и растения, и животного, а в дальнейшем восхождении пройдет стадию сверхчеловека и вступит на ступени богочеловека или Бога, восхождению которого в Беспредельность нет конца. Вот почему афоризм мудрости Востока гласит: «Нет Бога, который раньше не был бы человеком».

Откуда ныне существующие Боги? Это духи, прежде нас, землян, закончившие свою человеческую стадию эволюции на других планетах, которые существовали уже тогда, когда наша Земля еще не была сотворена. Они раньше нас начали свою эволюцию и поэтому далеко опередили нас и мощь их велика. Но их опередили другие, еще раньше начавшие свою эволюцию, а тех – еще другие... Таким образом, во Вселенной образовалась ступенчатая Иерархия мощных Строителей Вселенной, она же Иерархия Света.

Аналогией Иерархии Света на земле может послужить армия, во главе которой стоит главнокомандующий. Главнокомандующий не отдает своих приказов непосредственно рядовым бойцам. Он отдает свой приказ командирам корпусов, те в свою очередь передают его командирам дивизий, те – командирам полков, последние – командирам рот, те ­ сержантам, и последние – рядовым бойцам. При передаче приказа сверху вниз он видоизменяется, так как каждый командир вносит в него свою инициативу, приноравливает его ко времени, к месту расположения подчиненных ему сил. В результате разные воинские подразделения пойдут по разным направлениям и будут выполнять различные задания, но все они будут преследовать единую цель – выполнение приказа Главнокомандующего.

Великие Индивидуальности, прошедшие свою человеческую стадию миллиарды лет тому назад на планетах неизмеримо старше нашей Земли, а может быть, и на таких, которых теперь уже не существует, – возглавляют отдельные ступени Иерархии Света, и в теософической литературе их часто называют греческим наименованием – ЛОГОСЫ.

Иногда слово «Логос» подразумевает собирательное понятие, т.е. индивидуальности и подчиненные ему силы.

– Где же наш Бог-Правитель? – могут спросить. Ответим – Он Владыка нашей Солнечной Системы и через Солнце Он изливает на нас потоки жизненной энергии, которою мы живем и дышим.

Солнце – наш Отчий Дом, откуда мы когда-то вышли и куда, через необозримое количество веков, мы должны возвратиться, но возвратиться не такими, какие мы теперь, но раскрывшими в себе заложенный в нас божественный творческий потенциал. Мы сами должны стать Богами, Творцами Космоса. Разве не сказал нам Христос: «Вы есть Боги»?



Заключение

Бог – Источник Вселенной – непостижим и, следовательно, неописуем. Описуемы лишь людские представления о Нем, примитивные, подчас наивнотрогательные.

Чем ниже по своему развитию человек, тем ниже и его представление о Боге – обычно Он антропоморфичен, т.е человекообразен, и человек приписывает Ему свои свойства, даже самые низкие: мстительность, жажду прославления и т.д.

С ростом сознания человека растут и его представления о Боге – Он становится все возвышеннее, привлекательнее.

Представление о Боге – вечно растущее и таким останется навсегда, ибо Бог – Источник Вселенной – есть сама Беспредельность, недоступная человеческому интеллекту. Но интеллект не есть последняя ступень человеческой эволюции – эволюция есть совершенствование и не имеет предела. Поэтому, по мере роста своего сознания, вечнорастущим будет представление человека о Боге Беспредельности. Но так как интеллект не может перешагнуть порога Беспредельности, – ему будет дано новое орудие познания – чувствознание, т.е. интуиция, в масштабах, неизмеримо превосходящих нынешние представления об этой чудесной способности.

Таким образом, человечество продвинется к познанию Бога-Беспредельности не интеллектуально, но психо-духовно.


г. Змеиногорск,
10 ноября 1983 г.